Лечение детей с синдромом ММД
Родителям детей с синдромом ММД не надо отчаиваться или ждать, что все пройдет по мере взросления ребенка. Как правило, те из них, которые активно занимаются со своими детьми, выполняют все назначения специалистов, получают хорошие результаты. Главное, чтобы была проведена своевременная диагностика и назначено правильное лечение. По данным специалистов, 70% детей в результате активно проведенных лечебных мероприятий догоняют в развитии своих сверстников и своим поведением не отличаются от них.
При лечении ММД необходимо понимать, что оно должно проходить во взаимодействии специалиста, ребенка и окружающих его людей, чтобы создать положительную атмосферу вокруг него. Основными направлениями при лечении являются психолого-педагогическая коррекция, медикаментозное лечение, терпение и последовательность родителей.
Корректирующая программа лечебных мероприятий может быть построена следующим образом:
- Медикаментозные препараты назначаются только специалистом. Лекарства, курс, дозы ‒ все должно находиться под наблюдением врача.
- В психолого-педагогическую коррекцию должны входить занятия, игры, психогимнастические упражнения, учитывающие все проблемы детей с ММД. Система коррекции составляется специалистами (логопедом, психологом, педагогом) и проводится под их наблюдением. Задания должны быть направлены на концентрацию внимания, развитие мышления, памяти, мелкой моторики, иметь четкие инструкции с неоднократным повторением, ведь малышу трудно сосредотачиваться на словесных объяснениях. На первых порах лучше использовать наглядность – например, при выполнении графических диктантов карандашом показать начало работы. Также необходимо учитывать, что дошкольникам трудно сразу усваивать учебный материал, поэтому нужны повторения, возвращение к пройденному.
- Дети с ММД должны соблюдать четкий режим дня, который организуют и поддерживают окружающие взрослые. Они просто обязаны следить за тем, чтобы малыш просыпался, получал полноценное питание, ходил на прогулки, занимался играми, ложился спать в одно и то же время. Такое выполнение режима делает работу нервной системы синхронной, в то время, как отступления расшатывают нервные процессы.
- Скорректировать двигательную активность ребенка поможет физическая терапия, при которой рекомендуются посильные упражнения, спортивные игры, плавание, езда на велосипеде, катание на коньках.
Как защитить ребенка от возникновения ММД?
В настоящее время ММД у детей стали довольно распространенной проблемой. Однако вы можете предпринять меры для того, чтобы уменьшить риск возникновения дисфункции у вашего ребенка. Вот несколько советов:
- Объясните ребенку правила здорового образа жизни: есть здоровую пищу, употреблять достаточное количество жидкости и заниматься спортом. Все это поможет поддерживать здоровый образ жизни и укрепить нервную систему.
- Обеспечьте достаточный отдых: ребенок должен засыпать регулярно и спать в ночное время не менее 8 часов в течение недели.
- Играйте с ребенком в игры, которые развивают логическое мышление: это поможет укрепить мозг и уменьшить риск появления ММД у ребенка.
- Помогайте ребенку учиться: если вы замечаете, что ваш ребенок испытывает трудности в школе, посетите специалиста, который поможет ему научиться лучше учиться.
Если ребенок все еще испытывает трудности, не стесняйтесь обратиться к врачу и получить консультацию.
Лечение
У детей старшего школьного возраста на фоне ММД возникает агрессия, сложности в построении отношений в семье и школе, снижается успеваемость, появляется желание устранить текущие проблемы при помощи алкогольных напитков и наркотиков. Необходима своевременная коррекция патологии, чтобы исключить усугубление ситуации. Медикаментозное лечение ММД у детей предполагает назначение препаратов:
- Снотворные средства. Нормализуют сон.
- Седативные средства. Регулируют двигательную активность, уменьшают нервную возбудимость, устраняют чувство тревожности и напряжение.
- Антагонисты дофаминовых рецепторов. Для коррекции гиперактивности, беспокойства, отклонений поведения, лечения неврозов и фобий.
Одновременно показаны другие методы терапии: лечебная физкультура, массаж, физиотерапия
Важно организовать ребенку правильное питание и режим дня, дозировать учебные нагрузки, создать в семье доброжелательную психологическую атмосферу
ММД – небольшая дисфункция мозга, которая ухудшает способности ребенка к обучению и адаптации в социальной среде. Своевременная диагностика и коррекция под контролем врача помогут предотвратить негативные последствия.
Просмотров: 2 798
Материалы и методы
В отделении детей младшего возраста НИИАП ФГБОУ ВО РостГМУ МЗ РФ были обследованы 120 детей в возрасте от 6 до 8 лет с последствиями перинатальной патологии ЦНС гипоксически-ишемического генеза, в основном, дети дошкольного возраста (61,7 %). Количество мальчиков преобладало над количеством девочек в обеих возрастных группах (78,0 %).
В числе обследованных выделены три группы. В первую группу вошли дети с церебрастеничежим синдромом — 30 детей (25 %); вторую группу составили пациенты с синдром гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ) — 58 детей (48,3 %); третью группу — дети с детским церебральным параличом (ДЦП), спастической ди- плегией — 32 ребенка (26,7 %).
Критериями отбора во все группы были данные анамнеза о неблагоприятном течении беременности и родов, оценка по шкале Апгар при рождении (не более 5 — 7 баллов), неврологическая симптоматика в раннем неонатальном периоде и на первом году жизни, интеллектуальная сохранность детей, наличие мотивации к занятиям ЭЭГ-БОС-тренингом, отсутствие на предварительном диагностическом ЭЭГ-исследовании грубых очаговых нарушений, генерализованных разрядов, пик-медленных волн. из числа обследованных детей исключены пациенты с пороками и аномалиями развития ЦНС, хромосомной и моногенной патологией, эпилепсией, а также пациенты, имеющие членов семьи с клиническими проявлениями СДВГ. Все пациенты регулярно наблюдались неврологом 1 раз в 3 — 6 месяцев и 2 раза в год получали нейропротективные, вазоактивные и метаболические средства в сочетании с физиотерапией, лФК и лечебным массажем, психо-логопедической коррекцией.
Обязательным исследованием перед началом БОС- терапии и после его проведения была психодиагностическая оценка функций произвольного внимания по шкале Тулуз-Пьерона (в адаптации л.А. ясюковой) , которая относится к корректурным пробам и позволяет измерить показатели объема, концентрации и устойчивости внимания, а также сопоставлять изменения показателей внимания в динамике.
Запись ЭЭГ осуществлялась на электроэнцефалографе — анализаторе ЭЭГА 21/26 «Энцефалан-131-03», модификация 10 (Производитель: ООО НПКФ «Медиком МТД», Россия). ЭЭГ регистрировалось перед началом лечения по схеме «10 — 20» в лобных, височных, центральных отведениях в течение 30 мин. с проведением сравнительной характеристики выявленных нарушений ЭЭГ (классификация людерса) между группами .
ЭЭГ-БОС-тренинг по коррекции β-ритма проводился количеством 15 сеансов длительностью 20 — 30 минут ежедневно на аппарате «Кинезис» («Нейротех», Россия). Данная методика предполагает индивидуализированный подход и возможность изменения протокола при повышенной утомляемости ребенка во время сеанса, что связано с нагрузкой при выполнении заданий программы.
От официальных представителей пациентов получено письменное добровольное информированное согласие на участие в исследовании. Проведение исследования одобрено этическим комитетом ФГБУ НИИАП, протокол №10 от 21.03.2017.
Для проведения статистического анализа полученных показателей до и после лечения использовался критерий значимости для сравнения двух пропорций (долей) в предположении, что переменные распределены по нормальному закону (пакет СТАТИСТИКА 6.0).
Что такое вегетососудистая дистония и минимальная мозговая дисфункция
Вегетососудистая дистония или ВСД– это состояние, которое включает в себя нарушение тонуса сосудов (дистония) ввиду нарушения вегетативной иннервации стенки сосудов (вегетососудистая). ВСД приводит к ухудшению питания тканей мозга и отклонению функции мозга (минимальная мозговая дисфункция).
Например, нарушение поведенческих реакций у детей, расстройства поведения, повышенная возбудимость, задержка физического и психического развития и др. – это все минимальная дисфункция мозга.
Что же в таком случае максимальная мозговая дисфункция? Нет такого понятия. Есть выпадение функции мозга, например, при инсульте или его инфаркте, когда полностью прекращается кровоток (например, тромбоз) или кровоток снижается до критических значений (например, стенозирующий атеросклероз).
Вегетососудистая дистония — это одно из самых распространенных состояний, которые нарушают качество жизни и вызывают большой спектр заболеваний. Таких, как головные боли, несистемное головокружение, шум в ушах, боли в области сердца, гипоталамические расстройства и многое другое.
Как? Измененные параметры кровотока заставляют мозг не только менять свою функцию, но и стареть раньше. Этот процесс называется ДЭП (дисциркуляторная энцеалопатия).
Теперь почему поднят этот вопрос?
Потому, что у человека имеется нередко несколько заболеваний сосуществуют одновременно. Например, стенозирующий атеросклероз и ВСД. Что из них важнее? Что нужно лечить первым?
Проблема в том, что при поверхностном обследовании, первым в глаза бросается, конечно, атеросклероз. Он нередко побуждает доктора списывать всю симптоматику на сужение сосудов.
Как это описано e нашего 70-летнего пациента в статье «Старение начинается с сосудов». Он полностью компенсирован благодаря лечению вегетососудистой дистонии. Да, нам удалось уменьшить атерсклеротическое сужение сосудов. Но, это было потом. Сначала мы ему не дали умереть от спазма коронарных сосудов (ВСД) и критического замедления скорости кровотока как в мозге, так и в сердце.
Лечение
В нашем центре при лечении ММД используют комплексный подход:
- С малышом занимается психолог. Он помогает вернуть уверенность в себе, учит общаться со сверстниками.
- Назначают медикаментозную терапию. Невролог подбирает препараты в зависимости от симптомов. Это могут быть успокоительные или, наоборот, стимулирующие средства, антидепрессанты, снотворные, транквилизаторы.
- Проводят физиотерапевтические процедуры. Обычно это массаж, лечебная физкультура. Потом рекомендуют заняться спортом: плаванием, бегом, ездой на велосипеде.
Психолог работает и с родителями
Они должны поддерживать малыша, акцентировать внимание на его успехах. Телевизор и гаджеты нужно свести к минимуму. Дети должны играть в развивающие игры, больше общаться
Дети должны играть в развивающие игры, больше общаться.
Популярные вопросы
Может ли проблема уйти сама?
Минимальная мозговая дисфункция у детей иногда проходит без лечения. Но полагаться на везение нельзя, риск слишком велик. Этот недуг сильно осложняет жизнь. Люди, страдающие ММД, нетерпеливы и невнимательны, они не достигнут успеха в профессии. Часто такие больные испытывают трудности в общении, не могут создать полноценную семью.
Причины минимальной мозговой дисфункции
Данная патология чаще всего является результатом родовой травмы. Она может быть получена или во время беременности, или во время самих родов. Позвоночник ребенка в целом, а в особенности его шейный отдел, испытывает огромные нагрузки при движении по родовым путям. Когда малыш протискивается между костями таза, он поворачивается практически на 360 градусов. Это нередко вызывает смещение шейных позвонков, а в будущем и проблемы с кровоснабжением.
Часто причиной становятся и неверные действия акушерки, которые приводят к сдавливанию и деформации черепа, а иногда и его повреждениям. Крупный плод, кесарево сечение, стремительные роды и т.д. тоже относят к возможным причинам.
Также нарушение может начать развиваться еще в период беременности. Это может быть вызвано такими причинами, как:
- несбалансированное и неправильное питание будущей мамы;
- сильный токсикоз;
- употребление алкоголя и курение;
- недостаточный сон и стрессы;
- преждевременные роды или переношенная беременность;
- угроза выкидыша;
- длительные роды;
- гипоксия плода;
- инфекционные болезни;
- травмы шейного отдела позвоночника ребенка во время родов;
- использование сильнодействующей фармакологии и др.
Существуют случаи, когда ММД возникает после рождения малыша. Причинами этого могут стать неблагоприятные условия для жизни и неудовлетворение базовых потребностей ребенка, осложнения после заболеваний, повреждения головного мозга.
Патология проявляется на уровне центральной нервной системы, вследствие чего нарушаются речь, внимание и поведение. Стоит отметить, что хотя некоторые процессы развития у малыша с ММД проходят медленнее, чем у здоровых детей, его интеллект, как правило, находится в пределах нормы
Основные симптомы
Синдром мозговой дисфункции с минимальными проявлениями сопровождается задержкой развития отделов мозга, которые отвечают у детей за память, речевые навыки, внимание, восприятие. Интеллектуальное развитие общего плана остается в пределах нормы, ухудшаются способности к обучению и адаптации в социуме
Очаговое поражение корковых структур выражается в типичных нарушениях:
- Дисграфия. Сложности при освоении навыков письма.
- Дислексия. Затруднения при чтении.
- Дискалькулия. Неспособность к счету, выполнению простых арифметических действий – вычитание, сложение.
Признаки выявленной у детей мозговой дисфункции с малыми отклонениями полностью исчезают к 18-летнему возрасту в 40% случаев.
Признаки у детей
Синдром ММД у младенцев проявляется повышенной возбудимостью. Невзирая на правильно организованный режим ухода и питания, ребенок остается беспокойным, беспричинно плачет, кричит. Патологическое состояние сопровождается характерными признаками: избыточной моторной активностью и реакцией со стороны вегетативной нервной системы (повышенное потоотделение, синюшный оттенок или гиперемия кожных покровов, тахикардия, неровное, частое дыхание).
Когда ребенок кричит, повышается тонус мышц. Нередко наблюдается тремор (дрожание) рук и подбородка, клонус (быстрые, судорожные движения) стоп, спонтанно возникающий рефлекс Моро – разведение рук в стороны с открытыми ладонями. Другие признаки – затруднения при засыпании, вздрагивание во сне, спонтанное пробуждение, вялый сосательный рефлекс, склонность к срыгиванию.
У ребенка с выявленной минимальной мозговой дисфункцией замедляется психофизическое развитие. В возрасте 1-3 года наблюдается интенсивная моторно-двигательная активность, повышенная возбудимость, расстройства сна, снижение аппетита, малая прибавка в весе. Одновременно происходит незначительное отставание в двигательно-психическом развитии.
ММД у детей старше 3 лет проявляется девиантным поведением, нарушением речевой функции и артикуляции, снижением способностей к усвоению информации. Когда ребенок начинает ходить в школу, ему сложно наладить психологический контакт со сверстниками и учителями. Синдром дезадаптации – типичное нарушение, которое представляет собой утрату способности приспосабливаться к условиям окружающей среды. Патологическое состояние сопровождается признаками вегето-сосудистой дистонии и отклонениями психосоматической этиологии. Основные общие симптомы ММД:
Моторная дисфункция в легкой форме.
Гиперактивность
Чрезмерная подвижность, неусидчивость, неспособность сконцентрировать внимание на одном занятии. У ребенка нет терпения долго сидеть на одном месте
Во время урока в школе или занятия в детском саду он может без разрешения преподавателя встать с места и прогуливаться по классу.
Повышенная потребность в произвольном внимании. Дефицит внимания выражается в неосознанном желании его привлечь всеми доступными средствами – ребенок с громким шумом выполняет любые действия, прерывает монолог учителя, делает ненужные движения.
Быстрая утомляемость в процессе обучения. Он не может воспринимать новый материал дольше 10-15 минут.
Трудности при запоминании новой информации.
Непереносимость внешних раздражающих факторов: интенсивного света, шума, духоты, повышенной температуры воздуха.
Укачивание в транспортном средстве с появлением тошноты и приступов рвоты.
Дисфункция мозга у пациентов флегматического типа темперамента приводит к состоянию заторможенности к концу активного дня, у пациентов с холерическим типом темперамента – к перевозбуждению. Их отличает от сверстников психоэмоциональная неустойчивость в случае неудачи, низкая самооценка, неуверенность в собственных силах. Нередко возникают неврозы, которые часто принимают форму фобий.
Проявление у взрослых
Статистика показывает, неврологический статус у 25% детей с ММД в старшем подростковом возрасте меняется, становится нормальным. У других симптомы частично продолжают наблюдаться без признаков психической патологии. Мозговая дисфункция, выявленная в детском возрасте, у взрослого человека после снятия диагноза может проявляться неврологическими нарушениями.
Для таких людей характерны признаки: импульсивность, неадекватное поведение в социуме, низкая самооценка. Они подвержены возникновению алкогольной и наркотической зависимости, часто меняют место работы, испытывают затруднения в построении длительных взаимоотношений с представителями противоположного пола.
Выявление вестибулярных и проприоцептивных проблем
Стабилоплатформа предназначена для выполнения объективной количественной оценки нарушений баланса и способности к сохранению определенного положения тела (постуральная функция).
У многих детей, имеющих трудности запоминания, удержания информации, есть трудности с удержанием равновесия, проблемы с координацией движений и сенсорной интеграцией (обработкой мозгом информации от всех органов чувств).
Хотя эти трудности не всегда заметны, нарушения базовых функций мешают мозгу осваивать более сложные «продвинутые» виды деятельности, такие как речь, чтение, письмо. Мозг вынужден тратить слишком много ресурсов на контроль положения тела и регуляцию простых движений.
Диагноз ММД: как лечить ребенка?
Лечение ММД назначается исключительно после постановки точного диагноза. Диагностика включает следующие мероприятия:
- сбор анамнеза;
- проверка рефлекторных способностей и мелкой моторики;
- позитронно-эмиссионная и магнитно-резонансная томография;
- реоэнцефалография (РЭГ);
- ультразвуковое исследование;
- электроэнцефалография (ЭЭГ);
- эхоэнцефалография (ЭхоЭГ);
- нейросонография.
Врач приступает к разработке плана лечения исключительно после постановки диагноза. Устранение признаков ММД возможно только при комплексном подходе.
Медикаментозное лечение
Лекарственные средства назначают курсом, продолжительность применения зависит индивидуальных медицинских показаний. Чаще всего для симптоматического лечения ММД назначаются следующие медикаментозные препараты:
- лекарства с седативными свойствами – таблетки «Диазепам», раствор для внутривенного или внутримышечного введения «Седуксен» и «Релиум»;
- снотворные средства в таблетках – «Нитразепам», «Эуноктин», «Труксал»;
- психостимуляторы – в основном используется «Метилфенидат»;
- антидепрессанты или транквилизаторы – применяются в редких случаях, в основном препараты со слабовыраженным эффектом, например, «Тиоридазин» и «Амитриптилин».
Вместе с медикаментозной терапией для лечения детей используются различные витаминные комплексы, обязательно содержащие следующие витамины:
- В1 — способствует нормализации сна и снижению возбуждения. Витамин содержится в овсяной каше, приготовленной на молоке, пшеничных отрубях, нешлифованном рисе, семечках подсолнечника, бобовых, макаронных изделиях.
- В6 — стабилизирует работу нервной системы. Большое количество этого витамина содержится в молочных продуктах, говядине, рыбе, куриных яйцах и мясе, запеченном картофеле.
- В5 — способствует легкому засыпанию, устраняет признаки чрезмерной раздражительности и нервозности. Содержится в говяжьей печени и почках, зеленых овощах, кисломолочных продуктах.
- С — защищает нервную систему от эмоциональных потрясений и стрессов. Содержится в фруктах и зелени.
Врач должен назначать витаминные комплексы с учетом особенностей здоровья и возраста маленького пациента. Категорически запрещено самостоятельно принимать решение о том, чем лучше лечить ребенка — неправильно подобранные лекарства и дозировки могут серьезно усугубить проблему.
Курс физиотерапии
Достаточно часто избавиться от признаков нарушения можно и без применения медикаментозных препаратов. Однако ни в одном из случаев выздоровление невозможно без использования физиотерапевтических процедур. Продолжительность и методы физиотерапии зависят от каждого конкретного случая. В курс физиотерапии могут входить следующие процедуры:
- Массаж. Способствует лучшему функционированию сосудов, в результате чего усиливается лимфоток и капиллярный кровоток. Кроме того, массажные процедуры укрепляют слабый детский иммунитет и улучшают работу центральной нервной системы.
- Лечебная физкультура. Упражнения подбираются в индивидуальном порядке.
- Гидрокинезотерапия — назначается малышам старшего возраста. Регулярная аквагимнастика помогает быстро и эффективно восстановить координацию движений.
- Подвижные игры или бег. Такие занятия нужны для закрепления достигнутого результата.
По мнению известного педиатра Е.О. Комаровского, в лечении ММД обязательно должны участвовать родители малыша. Это поможет ему быстрее справиться с нервно-психическими нарушениями. От взрослых членов семьи требуется соблюдение определенных рекомендаций:
- контроль приема ребенком назначенных лекарственных препаратов;
- соблюдение режима дня;
- организация дневного отдыха;
- теплая атмосфера в семье;
- постоянное общение с ребенком;
- отстранение малыша (полное или частичное) от досуга за компьютером или у телевизора;
- ежедневные физические занятия с ребенком;
- работа с ребенком на мелкую моторику;
- запрет на выяснение отношений в семье на глазах у ребенка.
Вопрос-ответ:
Что такое минимальная мозговая дисфункция?
Минимальная мозговая дисфункция (ММД) — это комплекс симптомов неврологической, психической и поведенческой природы, который возникает в результате нарушений нервной системы, но не приводит к нарушению интеллектуальных способностей ребенка.
Какие симптомы наблюдаются при ММД?
У детей с ММД могут быть проблемы с концентрацией внимания, памятью, координацией движений, чувствительностью к звуку и свету, а также с обучением и поведением.
Как диагностируется ММД?
Диагностика ММД проводится неврологом или детским психиатром на основе анализа симптомов, жалоб родителей и результатов специальных тестов.
Как лечится ММД?
Лечение ММД включает в себя комплекс мер, таких как занятия с логопедом, психологом, кинезиологом, физиотерапевтом, применение препаратов для улучшения мозговой деятельности. Каждый случай лечится индивидуально, и план лечения составляется в зависимости от симптомов и характеристик детей.
Можно ли вылечить ММД полностью?
Нет, ММД нельзя полностью вылечить. Однако регулярное проведение занятий и применение медикаментов помогают улучшить качество жизни ребенка и облегчить симптомы.
Существуют ли профилактические меры против ММД?
Нет, не существует специальных профилактических мер от ММД, однако своевременное детское обследование и привитие здорового образа жизни (правильное питание, физические нагрузки, регулярный сон) могут помочь заметить нарушения своевременно и принять необходимые меры.
Какие меры можно принять, если у ребенка обнаружена ММД?
Если у ребенка обнаружена ММД, то необходимо обратиться к специалистам и следовать рекомендациям врача. Занятия с логопедом, психологом, кинезиологом и физиотерапевтом помогут улучшить состояние. Также можно применять медикаментозную терапию при необходимости.
Какие последствия могут возникнуть в будущем у ребенка, страдающего ММД?
У детей с ММД могут появиться проблемы при обучении, общении, взаимодействии со сверстниками и социальной адаптации. Однако, регулярное проведение занятий и применение медикаментов могут существенно улучшить качество жизни ребенка и предотвратить осложнения.
Прогнозы и профилактика
Прогнозы специалистов для детей с ММД, как правило, положительные и благоприятные, ведь в крайне редких случаях детское заболевание перерастает в подростковый или даже взрослый возраст – зачастую заболевание и симптомы проходят в детстве. Психика в редких случаях нарушается при лечении. Профилактические мероприятия включают рациональное питание матери, отказ от вредных привычек, регулярное посещение женской консультации для мониторинга беременности и лечения сопутствующих патологий, полноценное обследование с целью выбора наиболее подходящего метода родоразрешения.