Что такое система монтессори

Методика раннего развития марии монтессори

Роль взрослого в системе

 Может сложиться впечатление, что роль взрослого в данной методике незначительна, но это лишь на первый взгляд. Воспитатель должен обладать мудростью, природным чутьем, опытом, чтобы проникнуться системой. Он должен проводить серьезную подготовительную работу по созданию настоящей развивающей среды, а также обеспечивать воспитанников эффективным дидактическим материалом.

 Мария Монтессори полагает основной задачей взрослого помощь ребенку в сборе, анализе и систематизации его (ребенка) собственных знаний. То есть, свои собственный знания о мире взрослые не передают. Подразумевается, что воспитатель должен внимательно наблюдать за действиями малышей, выявлять их интересы, склонности, предоставлять задания разной степени сложности с тем дидактическим материалом, который выберет сам ребенок. При этом предполагается, что взрослый должен находиться с воспитанником на одном уровне – то есть сидеть на полу или на корточках рядом с ним.

 Работа воспитателя выглядит следующим образом. Сначала он следит, какой материал выберет ребенок, или помогает ему заинтересоваться. Затем показывает, как справиться с поставленной задачей, при этом будучи максимально немногословным. После чего ребенок самостоятельно играет, он может ошибаться, но при этом придумывать новые способы использовать выбранный материал. Такая творческая активность ребенка, по мнению Монтессори, позволяет ему совершать великие открытия. Задача взрослого – не мешать этим открытиям, поскольку даже небольшое замечание может сбить с толку малыша и воспрепятствовать его дальнейшему движению в нужном направлении.

Свобода ребенка и роль воспитателя

Под ролью воспитателя мы будем понимать не только сотрудников детских учреждений, но и родителей ребенка, и других взрослых, которые решили применять данный метод.

Монтессори предлагает воспитателю овладеть сознанием ученого. Принять на себя более специальную роль наблюдателя за ребенком (подобно ученому в лаборатории, который наблюдает за микроорганизмами через микроскоп), нежели просто следить за его безопасностью и раздавать задания.

Задача воспитателя заключается в осмысленном наблюдении за ребенком. Воспитатель не должен навязывать знания или целенаправленно учить ребенка. Он может иногда и только слегка направлять действия ребенка (не давая ему тем не менее почувствовать свое присутствие). А помогать он может только по просьбе самого ребенка.

Самому же ребенку отводиться задача быть свободным и делать что угодно в окружающей среде, при этом, не мешая другим детям. Но даже при этом воспитатель не должен быть пассивным наблюдателем, а должен быть активным ученым:

В такой свободной среде ребенок учится и развивается самостоятельно, через Монтессори-материал (родители называют его «Монтессори-игрушки»), в который заложены функции самообучения.

Классическая Монтессори-группа состоит из детей от 2 лет 8 месяцев до 6 лет. Все дети учатся в одной группе, не разделяясь по возрастам. Это является хорошим решением, так как младшие учатся у более старших, берут с них примеры поведения, действия с предметами и т.д.; а старшие учатся учить младших, проявляя чуткость и заботу, они берут на себя роль лидера и наставника. Такое взаимодействие помогает установить доброжелательную атмосферу в группе.

Кто может преподавать в системе Монтессори

В системе Монтессори педагог — это не надсмотрщик, а проводник в самостоятельность. Он показывает, как пользоваться тем или иным материалом, подсказывает, что еще интересного есть в зоне, которая заинтересовала ребенка, помогает организовать работу, но не выполняет ее за малыша и не оценивает результаты.

Гарантия качества образования педагога — наличие AMI-диплома. Чтобы его получить, необязательно ехать за границу. Курс Международной ассоциации Монтессори можно пройти, к примеру, в Санкт-Петербурге. Он длится 20 недель: нужно очно прослушать лекции, выполнить теоретические и практические задания и сдать экзамен.

В России есть много учебных центров, никак не связанных с Международной ассоциацией Монтессори, но заверяющих, что учат педагогов по этой системе. Речи об AMI-дипломе там не идет, и нет никаких гарантий, что качество образования будет соответствовать тому, что предлагает Международная ассоциация Монтессори.

Мне было важно, чтобы педагог в детском саду не кричал, не говорил раздраженно или резко. На мой взгляд, это недопустимо

Система Монтессори полностью соответствует этому: спокойный тон и уважительное, безоценочное отношение к ребенку — основа общения в монтессори-классах. Кроме того, учителя крайне внимательны к каждому ребенку, темпу его развития. Поясню на примере.

Мой четырехлетний сын никак не интересовался зоной с буквами, цифрами и чтением. Бабушки били тревогу: якобы если не заставлять и не приучать, то писать и читать ребенок не научится никогда. Но я была спокойна и знала, что всему свое время.

В какой-то момент педагог из монтессори-сада сообщила, что сейчас они с моим ребенком проводят много времени в зоне письма и цифр. Я и сама заметила изменения: сын стал приносить домой листочки с раскрашенными цифрами и попытками писать слова.

Решила уточнить, когда случилась любовь с этой зоной и как она это поняла. Я боялась услышать о подходе «заставили, потому что пора». Но все оказалось проще и правильнее. Когда сын складывал вещи, то заметил, что согнутая штанина похожа «на букву, которая там нарисована». По этой фразе педагог поняла, что портал в мир цифр и письма открыт, и начала помогать ребенку осваивать материалы зоны языка, в которую его наконец потянуло.

Сензитивные периоды Монтессори: что это такое и почему важно, чтобы педагог их заметил

Мария Монтессори выделила шесть основных сензитивных периодов развития — это возраст, в котором у ребенка открывается так называемое окно возможностей. Именно в это время его проще всего научить читать, писать, перебирать мелкие предметы или дружить с другими детьми. Развивать навыки раньше или позже тоже можно, но на овладение ими у ребенка уйдет больше усилий и времени.

Периоды нельзя предсказать заранее: у каждого ребенка это происходит в разные моменты жизни. Но известны возрастные диапазоны, когда они могут раскрыться:

  1. С рождения до 3 лет — восприятие порядка.
  2. С рождения до 5,5 года — сенсорное развитие.
  3. С рождения до 6 лет — развитие речи.
  4. С 1 года до 4 лет — развитие движений и действий.
  5. С 1,5 до 5,5 года — восприятие маленьких предметов.
  6. С 2,5 до 6 лет — развитие социальных навыков.

Внимательный монтессори-педагог способен заметить, когда открылось окно возможностей, наблюдая за ребенком и подмечая, к чему его тянет и на чем он концентрируется.

Еще мне нравится, что в методике Монтессори педагоги не стремятся просто запретить что-то. Их цель другая — объяснить детям логику правил: почему нельзя шуметь во время тихого часа или почему нужно поскорее собрать с пола разлитую воду. Когда ребенок понимает, зачем нужно правило, у него больше мотивации следовать ему.

Однако даже самые логичные правила не гарантируют, что ребенок всегда будет их соблюдать. Например, во время прогулки ребятам нельзя уходить на площадку для школьников. И если ребенок про это забыл или не хочет следовать правилу, то педагог не будет пытаться призвать трехлетку к голосу разума. Он посочувствует и поможет пережить этот момент: «Хочешь туда? Понимаю. Давай посидим и подумаем, как нам с этим быть». То есть достигнет цели не через наказание и строгость, а с помощью доброты и отзывчивости. Но на площадку не пустит.

Кто такая Мария Монтессори

Мария Монтессори родилась в Италии в 1870 году. Они легко и быстро обучалась, в 13 лет ее даже приняли в техническую школу, где ранее не давали образования девушкам. Любимый предмет Монтессори – естествознание, поэтому она решила заняться медициной. Она была первой женщиной-врачом в Италии.

В течение своей работы женщина столкнулась с детьми, страдающими выраженной умственной отсталостью. Она задумалась над проблемой адаптации таких малышей к обществу, поэтому открыла специализированное учебное учреждение.

В процессе работы с такими детьми женщина задумалась, что было бы, если бы их поместили в среду, которая не отвергает их

Ей было интересно: если не ограничивать малышей с интеллектуальной недостаточностью стенами больниц, позволять им играть с теми же игрушками, с которыми играют и нормальные дети, обеспечить вниманием со стороны взрослых и опытных педагогов, смогут ли они дойти до уровня развития своих сверстников?. Монтессори изучала труды многих ученых. Впоследствии она говорила, что слабоумие является по большей мере проблемой педагогического плана, а не медицинской, поэтому заниматься детьми с умственной отсталостью должны педагоги, а не врачи

Проведя исследования в Институте экспериментальной психологии при Римском университете, женщина встала во главе первой в Европе школы для детей с отклонениями в развитии

Впоследствии она говорила, что слабоумие является по большей мере проблемой педагогического плана, а не медицинской, поэтому заниматься детьми с умственной отсталостью должны педагоги, а не врачи. Проведя исследования в Институте экспериментальной психологии при Римском университете, женщина встала во главе первой в Европе школы для детей с отклонениями в развитии

Монтессори изучала труды многих ученых. Впоследствии она говорила, что слабоумие является по большей мере проблемой педагогического плана, а не медицинской, поэтому заниматься детьми с умственной отсталостью должны педагоги, а не врачи. Проведя исследования в Институте экспериментальной психологии при Римском университете, женщина встала во главе первой в Европе школы для детей с отклонениями в развитии.

Мария создала систему упражнений на мелкую моторику – это помогало развитию речи. Для облегчения понимания детьми сути заданий, она разработала особые пособия и игры, позволяющие таким малышам познавать мир вокруг. В результате ее усилий умственно отсталые дети смогли выучиться чтению, письму и счету ранее нормально развивающихся сверстников.

В дальнейшем Монтессори открыла в Риме Дом ребенка, в котором педагогическая работа проходила по ее наработкам. Женщина с помощниками разработала множество дидактических пособий, которые постоянно улучшались. Множество материалов во время реализации она отбрасывала, поэтому те пособия, что дошли до современных педагогов, считаются наилучшими и проверенными временем.

Монтессори-среда

Монтессори-сад делится на ряд зон, в которых ребенок может свободно проводить время и заниматься. В каждой зоне размещен Монтессори-материал — дидактический инструмент, созданный специально для каждой зоны и направленный на развитие определенных качеств и способностей у ребенка.

1. Упражнения практической жизни. В этой зоне ребенок развивает навыки:

  • Ухода за собой (одевание, умывание, приготовление еды, уборка).
  • Заботы об окружающей среде (уход за растениями и животными).
  • Навыки движения (ходьба по линии, упражнения тишины и грациозности).
  • Социальные навыки (общение и манеры).
  • Иногда добавляется лепка, занятия с глиной и гончарным кругом.

2. Зона сенсорного развития. Ребенок с помощью Монтессори-материала развивает свои органы чувств — зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Это основная зона по мнению М. Монтессори для развития ребенка, так как он познает мир с помощью органов чувств.

В материалах выделяется в основном один признак (например, чувство массы предмета), и ребенок учится концентрироваться только на нём, изолируя другие органы чувств (детям могут закрывать глаза повязкой). Такая концентрация помогает ребенку понять основное различие между предметами и усвоить это качество, например, что предметы бывают тяжелее или легче. Все это направленно не только на развитие точности различения, но и на понимание логических связей между предметами.

Материалы сенсорной зоны:

Для определения размера — блоки цилиндров, башни, лестницы, красные штанги, геометрические фигуры.

Для развития тактильного чувства — шершавые таблички и различные ткани.

Для различения цвета — цветные таблички с 64 оттенками. Монтессори в своей методике использовала «приглушенные» цвета (в отличие от массовых производителей игрушек), которые более спокойные и приобщают к более утонченному вкусу.

Для развития слуха — шумовые цилиндры и звоночки.

Для развития стереогностического чувства (чувство формы предмета) — геометрические тела, волшебный мешочек (мешочек с различными предметами для определения на ощупь), сортировка, бруски разного веса.

Для развития обоняния — наборы баночек с маслами, мешочков с разными травами, специями и т.п. для вдыхания и различения ароматов.

Для развития вкуса — «вкусовые бутылочки», набор бутылочек с пипетками, каждая со своим вкусом (горький, сладкий, кислый, соленый). Ребенок поочередно пробует каждый вкус.

3. Зона математического развития. Основа строится на сенсорном материале, что очень хорошо, ведь ребенку не приходится абстрактно постигать концепцию чисел. Это упрощает понимание ребенком чисел и математических операций.

Используемые материалы:

Для счёта в пределах 10 — числовые штанги, таблички с цифрами (шероховатые и тактильные), веретена.

Для знакомства с многозначными числами — «золотой» материал.

Для счёта до 100 — бусины, доски Сегана, цветные цепочки.

Для знакомства с арифметическими действиями — марки, игра в точки, таблицы сложения, вычитания, умножения и деления.

И еще несколько других для понимания дробей и геометрических фигур.

4. Зона родного языка. Здесь дети учатся чтению и письму, через тактильный материал, что упрощает обучение.

Материалы:

Расширение словарного запаса — карточки, изображающие предметы.

Для обучения письму — рамки для штриховки, шероховатые буквы, контуры букв, подвижный алфавит.

Для обучения чтению — коробочки с фигурками, подписи к предметам окружающей среды.

Подробнее про чтение и писание мы поговорим чуть ниже.

Это 4 классических Монтессори-зоны, созданные самим автором. Помимо них вы можете встретить «зону космического воспитания», в которой детям предлагается изучение окружающего мира. Как правило обучение проходит на конкретном материале, иногда с демонстрациями воспитателя. К материалам относят различные таблицы, карточки, карты, схемы, календари, экспериментальные наборы и т.п., на тему: географии, биологии, истории, науки.

Фотографиями мы привели лишь часть материала для ознакомления.

Минусы методики Монтессори

  • Этот метод несколько односторонний: во-первых, он ориентирован на сенсорное развитие ребенка и способствует качеству, необходимому для восприятия и обработки информации из окружающей среды (для развития внимания и логики). Во-вторых, он не направлен на раскрытие эмоциональной сферы ребенка и его коммуникативных навыков, на стимулирование воображения. Метод Монтессори  не затрагивает развитие творческих способностей ребенка.
  • Так же игнорируются подвижные игры и чтение сказок. В группе Монтессори многим экстравертным детям обычно скучно, поскольку по характеру они больше ориентированы на взаимодействие не со «средой», а с другими детьми. Это один из главных недостатков педагогики Монтессори.
  • Этот метод может пользоваться успехом у детей дошкольного возраста, чем детей старшего возраста. Потому что освоение способа выливания воды из одной чашки в другую — это не то же самое, что курс алгебры. Он ориентирован в основном на краткосрочные интересы детей. В связи с этим число современных детских садов Монтессори в сотни раз больше, чем количество школ Монтессори.
  • Развитие образовательного метода Марии Монтессори характеризуется полным отсутствием понятия «конкуренция». Считается, что сравнение одного ребенка с другим не имеет смысла: каждый человек отличается и имеет свой собственный путь развития. Сравнение результатов, позволяет  понять в какой сфере ребенок может добиться успеха.
  • Привыкая к независимости на уроках, свободному перемещению ребенку  трудно адаптироваться в традиционных школах, где более строгий распорядок.
  • Учителя Монтессори не являются центром внимания в классе. Их роль заключается в подготовке и организации учебных материалов для удовлетворения потребностей и интересов детей Монтессори. Таким образом, детям не просто адаптироваться к правилам традиционного образования, где учитель является авторитетом.
  • Невозможно оценить прогресс обучения детей из-за отсутствия тестирования, оценок и домашних заданий.

Уроки тишины

Как мы уже сказали, в Монтессори-среде нет тяжелых и фиксированных парт. Вместо них предлагаются легкие парты и стулья, которые легко двигаются и издают звук. Но делается это не ради создания шума, а как раз наоборот. Монтессори-сад — это тихое место, где каждый ребенок увлеченно занят своим делом

И когда ребенок, вставая из-за стола производит шум, это отвлекает других детей, они обращают внимание на нарушителя тишины. Ребенку, издавшему шум, такое внимание неприятно, и в следующий раз он старается сделать это максимально тихо, чтобы не потревожить других детей. Все это развивает не только грациозность и мастерство вставать из-за стола незамеченным (а также тихо ходить), но главное дает осознание ценности чувств других людей, которым так легко помешать и нарушить их сосредоточенность

Все это развивает не только грациозность и мастерство вставать из-за стола незамеченным (а также тихо ходить), но главное дает осознание ценности чувств других людей, которым так легко помешать и нарушить их сосредоточенность.

Помимо этого, М. Монтессори разработала специальные уроки тишины, где дети учатся контролировать свое поведение и быть более организованными. Например, один из уроков тишины проходит так: воспитатель оставляет детей одних, а сама уходит в другую комнату и оттуда шепотом еле слышно называет одного из детей по имени. Задача ребенка услышать свое имя и очень тихо встать, не создав шума, пройти к воспитателю в другую комнату.

Сосредоточенная работа как источник энергии


Фото: LightField Studios / Shutterstock
Фото: Littlekidmoment / Shutterstock

Монтессори считала глубокую концентрацию в какой-либо деятельности ключом к внутренней гармонии, а достигается концентрация благодаря удовольствию от выполняемой работы. Когда ребёнок заинтересован тем, что делает, в нём развивается внутренняя мотивация к обучению, возникает чувство ответственности за результат. Но сосредоточенно заниматься сложно, если вокруг множество отвлекающих факторов

Именно поэтому большое внимание в системе Монтессори уделяется оформлению классных комнат: оно должно пробуждать любопытство, но и не отвлекать лишними деталями.

Идеи о взаимосвязи концентрации и удовольствия подтвердили и исследования современного американского психолога Михая Чиксентмихайи о состоянии потока — полного сосредоточения на своей деятельности. Например, если человек увлекается рисованием, то в состоянии потока он может два часа провести у мольберта, даже не заметив, как пролетело время

Учёный, на примере работы хирургов, описывает это так: «Внимание настолько совершенно, что я забываю о времени, о своём теле, об окружении, о других людях. Я ничего не осознаю, кроме своих рук». При этом «погружаться» в поток можно по необходимости, а для этого сформировать чёткие цели, направить всё внимание на процесс и регулярно проверять себя.

При этом «погружаться» в поток можно по необходимости, а для этого сформировать чёткие цели, направить всё внимание на процесс и регулярно проверять себя.

Что об этом говорила Монтессори: «Духовная жизнь на самом деле строится на фундаментальной основе целостной личности, пребывающей в гармонии с внешним миром. Блуждающий разум, оторванный от реальности, также, надо сказать, отходит от здоровой нормы».

Зачем это взрослым: концентрация позволит добиться своих образовательных целей и не сойти с намеченного пути. Для многих студентов соблюдение этого принципа станет залогом возвращения инвестиций в обучение.

Как это применять в обучении взрослых:

  • Учебное пространство должно быть красивым, минималистичным и упорядоченным, и к онлайну это тоже относится. В приятной атмосфере, где всё продумано до малейших деталей и нет ничего лишнего, студент расслабляется — в этом состоянии сосредоточиться на получении знаний гораздо проще.
  • Процесс учёбы нельзя прерывать на технические вопросы, неэффективное общение, гаджеты и социальные сети. Студент исключает всё, что отвлекает от учебной цели, а организатор обучения предотвращает появление нежелательных организационных проблем в процессе.
  • У студента должна быть ясная цель. Он должен чётко представлять, каких результатов хочет добиться, ведь когда знаешь цель — легче сосредоточиться на маршруте.

Это может быть интересным

19.12.2022 Что такое GCSE в Англии?

Время чтения: 5 минут 

Первое испытание на пути к британскому вузу, которое должен достойно преодолеть и юный житель Соединённого Королевства, и иностранец – экзамены GCSE. Как подготовиться к GCSE, если вы мечтаете увидеть своего ребёнка в Оксбридже или ином престижном учебном заведении? И какие оценки нужны для штурма английских университетов?

читать подробнее

05.12.2022 Ребенок боится отвечать на уроках – что делать?

Время чтения: 7 минут 

Почему одни дети тянут руку на уроке, рвутся отвечать, с огоньком читают перед классом доклады и стихи – а другие стараются отсидеться, отмолчаться? Что делать, если ребенок, даже хорошо подготовившись, мямлит у доски, запинается или вовсе впадает в ступор? Как ему помочь?

читать подробнее

28.11.2022 Ребенок плохо учится в школе – что делать

Время чтения: 7 минут 

В чем причины неуспеваемости школьника? Этот вопрос беспокоит множество родителей, регулярно «любующихся» на плохие оценки по одному или сразу по нескольким предметам. Как помочь ребенку подружиться со школьной программой? Наказывать, мотивировать? Нанимать репетиторов? Обращаться к психологу? Где искать корни проблемы?

читать подробнее

Принципы методики Монтессори

Методика Монтессори строится на трех главных составляющих:

Сенситивность

Говоря простым языком, сенситивные периоды — это самый подходящий возраст для естественного освоения тех или иных навыков. Если еще слишком рано или уже слишком поздно, дети потеряют интерес к занятию, либо им будет слишком сложно. В дошкольном возрасте все малыши проходят шесть основных этапов сенситивного развития:

  • Период восприятия порядка (от 0 до 3 лет). Считается, что ребенка в возрасте двух лет проще приучить к порядку, чем четырехлетнего. Один из основных принципов методики развития Монтессори – поддержание чистоты. Четырёхлетнего малыша сложнее научить убирать за собой, чем двухлетку. Дети приучаются не только возвращать игрушки на место, но и участвовать в общей уборке, мыть посуду, вытирать пролитую воду и подметать рассыпанную крупу за собой.

  • Период развития движений и действий (от 1 до 4 лет). Дети активно развивают координацию движений и различные группы мышц, осваивая горки, качалки, лесенки на детских площадках.

  • Период сенсорного развития (от 0 до 5,5 лет). На протяжении всего этого периода дети осваивают форму, размер, цвет окружающих вещей через слух, зрение, обоняние и сенсорные ощущения.

  • Период восприятия маленьких предметов (от 1,5 до 5,5 лет). Для развития мелкой моторики Мария Монтессори предлагала самые простые способы и материалы: перекладывание гороха, фасоли, различных круп, нанизывание бусин на шнурок, выкладывание пазлов.

  • Период речевого развития (от 0 до 6 лет). Автор методики не видела ничего страшного в том, что речь отсутствует у годовалого ребенка, так как развитие речевого аппарата идет до 6 лет. Для стимуляции разговора нужно использовать книги, картинки, наглядность и, конечно же, помощь взрослого.

  • Период развития социальных навыков (от 2,5 до 6 лет). Нет смысла в насильно навязанной вежливости, все должно происходить естественно.

Окружающая среда

Второе звено методики развития Монтессори – это специально организованное окружающее пространство

Для правильного развития важно, чтобы оно было создано с учетом физических возможностей детей на каждом этапе их сенситивного развития.. Доступность и понятность вещей поможет ребенку стать независимым и освоить все нужные знания и навыки

Например, сложно научиться одеваться, если одежда лежит на верхней, недоступной для малыша, полке шкафа. Но если он увидит утром на стульчике возле кровати одежду, заботливо приготовленную взрослыми с вечера, процесс пойдет гораздо успешней. Поэтому минимальная помощь все-таки необходима.

Доступность и понятность вещей поможет ребенку стать независимым и освоить все нужные знания и навыки. Например, сложно научиться одеваться, если одежда лежит на верхней, недоступной для малыша, полке шкафа. Но если он увидит утром на стульчике возле кровати одежду, заботливо приготовленную взрослыми с вечера, процесс пойдет гораздо успешней. Поэтому минимальная помощь все-таки необходима.

Педагог

Это третья составляющая системы

Важно понять, что ребенок самостоятельно регулирует процессы познания и своего развития, то есть он сам себе учитель! Родители или педагоги только сопровождают детей к обучению, а потом они должны самоустраниться. Они лишь наблюдают за процессом познания, помня об основополагающем девизе: «Помоги мне это сделать самому!».

Чем же именно хороша методика Марии Монтессори?

Дети разного возраста учатся и развиваются рядом. Они не мешают, а напротив, помогают друг другу. Это незаменимый опыт коммуникации. Дети на практике осваивают главный принцип: свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого. Здесь нет соревнования. Каждый ребенок учится и работает в своем собственном темпе. Его никто не подгоняет и не навязывает шаблонные действия, не заставляет работать «как надо». Педагоги и родители — только помощники, к которым можно обратиться в случае необходимости. Задача взрослого — показать, как можно работать с тем или иным пособием. И отступить, предоставляя ребенку самостоятельность. Ребенок сам решает, чем именно он будет заниматься. Здесь нет четких указаний «иди рисуй», «иди лепи», «давайте построим домик из кубиков». Малыш учится самостоятельно принимать решения, у него есть свобода выбора. Помещение для занятий разделено на специальные зоны, где расположены соответствующие материалы (зона языкового развития, зона математических действий, творческая зона). Несмотря на полную свободу, метод Монтессори учит ребенка следовать правилам. Они простые и познаются малышом в игровой форме. Например, самый главный закон — прежде чем взять следующее пособие, нужно убрать на место предыдущее

Правила помогают упорядочить мир вокруг и дарят ребенку спокойствие, поскольку для маленьких детей очень важно чувствовать стабильность. Одна из основных зон Монтессори-среды — это зона реальной жизни, в которой малыш на практике осваивает навыки самостоятельности

Он учится одеваться, шнуровать ботинки, расстегивать-застегивать пуговицы, открывать-закрывать замки и двери, мыть пол и чистить ботинки, переливать воду и носить стаканы на подносе, пересыпать крупы и совершать множество других действий, которые пригодятся ему во взрослой жизни

В зоне математических действий дети развивают аналитические способности и логику на наглядных пособиях — бусинах, счетах, карточках. Работая с ними, ребенок учится следить глазами слева направо, что в дальнейшем облегчает овладение чтением. К тому же, манипулируя с мелкими предметами, малыш развивает моторику, что помогает развивать речь. Занятия в зоне сенсорного развития включают игры с материалами, стимулирующими все органы чувств (цветные таблички, мешочки с крупой, коробочки с запахами). Это интересно малышам и очень полезно. Для постижения устройства этого мира есть зона космического воспитания. Там ребенок использует глобус, телескоп, фигурки зверей. Пособия помогают узнать, все, что необходимо знать о животных, растениях, строении человека и других интересных и важных вещах. В зоне языкового развития ребенок видит подвижный алфавит, шершавые буквы и другие пособия. В уголке творческой деятельности находится все для рисования и лепки. Кроме того, в помещении должны быть приспособления для двигательных упражнений (большие кубики, сухой бассейн). Занимаясь по методу Монтессори, малыш приобретает уверенность в себе и учится быть свободным. Одновременно он узнает, что такое — быть ответственным за свои действия, и учится самоконтролю. Малыш видит свои ошибки и учится исправлять их. Большинство принципов метода Монтессори легко можно воплотить в домашней среде, организовав в комнате ребенка соответствующую среду. Но желательно, чтобы работа с пособиями была ограничена во времени, а все материалы — хранились отдельно от других игрушек. Тогда на каждом занятии будет ощущение праздника от обучения

Важно, чтобы занятия были регулярными. В таком случае малыш действительно получает бесценный опыт манипулирования самыми разными предметами, удовлетворяет природное любопытство, приобретает новые знания, а еще получает первые социальные навыки

Каждое занятие по методике Монтессори — это волшебство и чудо. Самое ценное в них — то, что дети учатся легко, без принуждения. Они даже не замечают, что учатся!

«Мы склонны видеть в детях нечто вроде кукол, мы их моем и кормим совершенно так же, как если бы это были куклы. Ни на минуту мы не задумываемся над тем, что если ребенок чего-нибудь не делает, то он, очевидно, не знает, как это делать».

Мария Монтессори

По методу Монтессори работают тысячи садов и школ, миллионы семей строят свою жизнь и дом, руководствуясь принципами педагогики Монтессори. И даже если вам не близки все основные постулаты этого педагога, вы наверняка найдете в ее методике что-то для себя.

Рецензент Ковтун Татьяна Анатольевна

Научный советник АО «ПРОГРЕСС», кандидат медицинских наук

Все статьи эксперта

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Здоровые дети
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: