Вопрос-ответ. что делать, если у ребенка эхолалия?

Виды эхолалии

Специалисты делят заболевание на несколько видов. Эхолалия бывает отложенной (отсроченной) и немедленной.

В детской речи виды эхолалии проявляют себя не одинаково.

При немедленной форме эхолалии услышанные слова другого человека, из телепередачи или иного источника звуки, фразы повторяются ребенком сразу же. К примеру, на вопрос: «Ты замерз?» малыш ответит: «Ты замерз». Так он старается показать свою способность говорить и повторять звуки. Но первоначально ребенок не понимает смысла сказанного, отчего могут иметь место истерики.

Состояние считается нормой, если нарушения в речи занимают короткий период. В том случае, когда они задерживаются на долгие годы, эхолалия является типичным симптомом какого-либо психоневрологического заболевания.

Немедленная форма эхолалии

Разберем, что представляет собой немедленная форма заболевания. Она выполняет такие функции в формировании речи:

  1. Поддержание разговора. Ребенок уже понимает, что речь строится на обмене репликами, но бедный словарный запас не позволяет ему понять смысл всего сказанного и сформулировать адекватный ответ. Поэтому он, в попытке поддержать разговор, просто воспроизводит слова, которые он слышал от взрослого.
  2. Согласие. Есть версия, что дети повторением слов другого человека выражают свое согласие. Они уже научились говорить «нет», но еще не знакомы со словом «да». Ребенок повторяет его, сопровождая кивком головы. Например, мама спрашивает: «Маша хочет кушать?» и дочь отвечает: «Маша хочет кушать». Родители могут сами провоцировать болезнь, не понимая, до какого возраста эхолалия – относительная норма. Недопустимо обращаться к шести − семилетнему ребенку в третьем лице!
  3. Попытка понять речь взрослых. Механизм схож с усвоением иностранного языка. Повторяя, человек вслушивается в слово, пробует его «на вкус».

Отсроченная эхолалия у детей характеризуется тем, что заученные чужие фразы повторяются на публике, причем спустя какое-то время и в неуместной ситуации

Наиболее явные характерные признаки этого вида эхолалии не остаются незамеченными – обычно родители чувствуют неудобство перед посторонними и сразу обращают внимание на патологию

Отсроченная форма эхолалии

При отсроченной эхолалии чаще всего основным диагнозом является аутизм. Этот вид выполняет следующие функции:

  1. Стимминг (аутостимуляция). Повторение отвлекает от ощущения стресса, позволяет справиться с напряжением, дает возможность получить сильные положительные эмоции.
  2. Выражение настроения. Повторяются слова, услышанные ранее, связанные с отрицательными или положительными эмоциями, но вне связи с текущей ситуацией. Например, отец похвалил сына и сказал: «Куплю тебе мороженое», в результате фраза закрепилась положительной реакцией. Когда в школе учитель похвалит мальчика за выученный урок, ребенок может выдать совсем не к месту фразу: «Куплю тебе мороженое» чужому взрослому человеку.
  3. Подведение итогов. С помощью повторения одного слова обрабатывается и систематизируется поступившая за день информация.

Если у детей наблюдаются одно или несколько проявлений, можно говорить о том, что нужно бить тревогу. Чтобы не допустить прогрессирования болезни, уже при появлении первых признаков нужно обратиться к специалистам и разобраться в причинах развития эхолалии.

Дифференциальный диагноз

Дифференциальный диагноз расстройства развития артикуляции включает три стадии: во-первых, необходимо определить, что нарушение артикуляции является достаточно серьезным, чтобы считаться патологическим, и исключает нормальное нарушение произношения у маленьких детей; во-вторых, следует отметить отсутствие физической патологии, которая могла бы обусловить нарушение произношения и исключить дизартрию, нарушения слуха или умственную отсталость; в-третьих, надо установить, что экспрессивный язык выражен в пределах нормы и исключить расстройство развития языка и первазивные расстройства развития. Приблизительно можно руководствоваться тем, что 3-летний ребенок в норме правильно произносит м. н, б, п, в, ф, г, х, т, к, д;, а нормальный 5-летний ребенок правильно произносит все звуки.

Для исключения факторов физического характера, которые могли бы обусловить некоторые типы нарушения артикуляции, надо произвести неврологический, структурный и аудиометрический методы обследования.

Дети с дизартрией, у которых расстройство артикуляции обусловлено структурной или неврологической патологией, отличаются от детей с расстройством развития артикуляции в том, что дизартрия крайне трудно поддается коррекции, а иногда и не поддается совсем. Бессмысленная болтовня, медленное и некоординированное двигательное поведение, нарушение жевания и глотания, а также стесненное и замедленное высовывание и втягивание языка являются признаками дизартрии. Малая скорость речи является другим признаком дизартрии.

Что делает доктор?

Аутизм, шизофрения, синдром Туретта и другие расстройства или расстройства здоровья с эхолалией в качестве сопутствующих симптомов, врач будет лечить как можно больше соответственно основной болезни. Речь идет не столько о лечении, сколько об улучшении состояния пациента.

Например, в случае аутизма различные терапевтические меры используются для поощрения социальных и коммуникативных способностей пострадавших, например, посредством ролевых игр и языкового обучения (логопедия). В других случаях, таких как шизофрения и синдром Туретта, в дополнение к поведенческой терапии, лекарства также используются для облегчения симптомов заболевания.

Развитие речи в игре

Пример игры, позволяющей стимулировать появление первых слов. 

Теремок 

Выберите сказку, к которой вы можете подобрать игрушки, например, «Теремок» и играйте медленно, с паузами, давая ребенку возможность вставить реплику, сделать жест или движение. 
В сказке — драматизации паузы обоснованы (зверь идет, затем пришел, потом стучит, потом по очереди выглядывают «жильцы» и т.д.) и потому не раздражают детей. 
Зверей должно быть немного, например, для начала три, а потом придет большой медведь и сломает теремок. 
Теремком может быть коробка из-под обуви с отверстиями, из которых выглядывают звери, а медведь ее опрокинет. 
Стоит коробка на длинном ребре дном к ребенку. Окна вырезаны не полностью и держатся на одной стороне, то есть их можно открывать и закрывать. Заходят звери сбоку и сразу появляются в окне. 
Комментируйте кратко, эмоционально, используйте звукоподражания и эмоциональные возгласы ( топ-топ, прыг-прыг, ква-ква, бах, ой-ой-ой) итд. 
Вначале все роли выполняет взрослый, но потом постепенно ребенок начинает участвовать в игре. Первые реплики или движения, которые вы ему поручаете, должны быть в его репертуаре, чтобы ребенок почувствовал успех.

Диагноз и коррекция состояния ребенка

Если родитель заметил первые симптомы эхолалии отклонения у ребенка, то необходимо обратиться к специалисту за дополнительной консультацией. В такой ситуации поможет психолог или психоневролог.

Врач после беседы с ребенком сможет точно ответить, является ли данное состояние нормой или отклонением психического развития. Также может проводиться и дополнительная диагностика, которая включает проведение различных тестов.

При подозрении в данном отклонении, как и при иных психологических заболеваниях, необходимо сдать такие анализы:

  • крови и мочи;
  • ДНК.

Все нейропсихологические анализы и исследования помогают выявить сопутствующие заболевания и отклонения. Чтобы уточнить диагноз и более тщательно изучить состояние пациента, проводится инструментальная диагностика, которая включает ряд процедур:

  1. Ультразвуковое исследование. Помогает выявить и определить степень повреждения головного мозга.
  2. Электроэнцефалограмма. Помогает определить симптоматику эхолалии и раннего аутизма.
  3. Магнитно-резонансная томография. Помогает выявить аномалии головного мозга, височной доли и мозолистого тела. Диагностирует нарушение развития речи и ранний аутизм.
  4. Проверка слухового аппарата. Помогает исключить тугоухость и иные речевые задержки.

Главные преимущества данных методов в том, что они вполне неинвазивные.

Если у ребенка не диагностирована задержки в развитии, то лечение эхолалии не проводится. Но взрослые должны соблюдать некоторые рекомендации специалиста:

  • с ребенком необходимо разговаривать не спеша и четко, тон должен быть спокойным;
  • если родитель задает вопрос, то ответ должен быть либо «да», либо «нет»;
  • ребенок не должен подвергаться стрессовым ситуациям.

Если у ребенка диагностированы дефекты речи, то проводиться коррекция, которой занимается логопед. При необходимости можно обратиться за помощью и к дефектологу. Коррекция эхолалии проводится с помощью специальных упражнений и занятий для детей.

Если у ребенка был диагностирован аутизм или иные психические патологии, то лечение проводится комплексное. Терапия заболевания назначается исключительно специалистом, под каждого пациента подбирается индивидуально. Родителям, у которых такие дети, необходимо придерживаться некоторых рекомендаций:

  • проявить терпение и понимание к ребенку;
  • не прерывать ребенка, если он повторяет слова или фразу, постоянно пытаться понять, что он говорит или что хочет донести до взрослого;
  • родитель должен постепенно увеличить словарный запас ребенка, добавляя новые слова и фразы в его речь;
  • чтобы ребенку было легче сделать выбор, и он понимал, что от него хотят, нужно использовать картинки, так ему будет легче принять правильное решение.

Чтобы лучше понимать человека с данным диагнозом, необходимо обращать внимание не только на смысл слов, но и на ситуацию, в которой он находиться в данный момент, интонацию, мимику и иные нюансы, которые помогут сформировать полноценное общение. Для лечения эхолалии не нужны лекарственные средства, но они могут быть использованы для терапии провоцирующих патологий и заболеваний – шизофрении, поражении мозга и иных

Для лечения эхолалии не нужны лекарственные средства, но они могут быть использованы для терапии провоцирующих патологий и заболеваний – шизофрении, поражении мозга и иных.

Эхолалия: что это и как ее использовать для развития ребенка?

Зачастую у детей, проходящих реабилитацию в Центре, отмечается такое нарушение, как эхолалия. Данная статья поможет разобраться в том, что же собой представляет данное нарушение, является ли эхолалия нормальным явлением и как воздействовать на эхолалию в пользу развития ребенка.

Эхолалия – это автоматическое (не контролируемое) повторение ребенком чужих слов, полных фраз или их частей и даже целых предложений. Дети возрастом между годом и двумя должны много повторять за взрослыми и часто использовать эхолалию. Они повторяют то, что слышат вокруг себя: так приобретаются и закрепляются слова и это абсолютно нормальная часть развития речи. К двум годам должно быть отчетливое использование собственных слов. К трем годам эхолалия должна быть на минимальном уровне и иметь эпизодический характер.

Однако, некоторые дети не перерастают стадию эхолалии. Они лишь повторяют за другими и очень редко используют собственные слова и предложения.

Не редкость и другой речевой феномен как «отложенная эхолалия»: дети говорят исключительно репликами из фильмов и рекламы. Отложенная эхолалия нормальна, когда ребенок посмотрел фильм и в игровой форме заново переживает его события. Когда же малыш «застревает» на одной фразе или сцене и повторяет ее снова, и снова, и снова – налицо проблема.

Некоторые дети используют эхолалию для развлечения и ухода от тревог. В этом случае эхолалия является еще одним примером стереотипий или «стимов», наблюдаемых при аутизме.

Преодоление эхолалии не так очевидно, как может показаться. Это обусловлено тем, что эхолалия может иметь различные причины, которые необходимо установить и понять

Важно определить, что лежит в основе речевых повторов

1. Если эхолалия вызвана плохими речевыми навыками и ребенок не знает, что сказать, поэтому просто повторяет за взрослым. Такая ситуация не требует «лечения» эхолалии как таковой: нужно преодолевать задержку речевого развития.

2. Если ребенку не хватает лексики, чтобы спонтанно использовать ее для вопросов, ответов и диалога, нужно работать над увеличением словаря.

3. Если малыш использует эхолалию для ответов на вопросы, нужно определить, знает ли он вообще, как на них отвечать. Если нет, это незнание нужно насытить умением правильно реагировать в диалоге с вопросами от собеседника.

Вот ряд шагов, как обучить малыша самой идее вопроса и ответа:

Выбираем один тип вопроса (например: «ты хочешь это?» или «что это?») Задаем вопрос и тут же отвечаем на него сами, не делая паузы. Это звучит так: «Хочешь морковку? Да». В идеале, ребенок начнет имитировать слово «Да». Продолжать эту практику необходимо пока ребенок не будет стабильно повторять последнее слово-ответ.

Затем задаем вопрос, но уже на этот раз добавляем к нему только первую букву ответа. «Хочешь морковку? Д-д-д…». Этим поощряем малыша сказать весь ответ самостоятельно.

Снова задаем вопрос, но теперь лишь артикулируем первую букву, не произнося ее вслух. Показывайте на свой рот, чтобы ребенок видел, что вы готовы произнести звук. Отказывайтесь от подсказок полностью, добившись стабильного ответа на свой вопрос.

Такой подход повышает шансы на то, что малыш начнет спонтанно использовать накопленные знания.

Родители должны внимательно относиться к своей речи: она должна быть размеренной и ясно слышимой, но без повышенных тонов. Спрашивая что-либо у ребенка, стремитесь сформулировать свой вопрос так, чтобы ответ был однозначен — только «да» или «нет».

И напоследок совет для родителей, без которого бесполезны все занятия: будьте спокойны, терпеливы и выдержаны. Не кричите на ребенка за то, что ему не удается быстро избавиться от повторов. Помните, что эхолалия лечится временем и работой родителей и логопеда над речью ребенка.

Руденок И.А., учитель-логопед реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями «Озёрный»

Лечение и коррекция

Коррекция естественной эхолалии у детей 2-3 лет не проводится, речевой дефект вылечивается самостоятельно. Если подражание переходит в рефлекс и является симптомом психической или неврологической патологии, доктор назначает медикаментозное лечение, иногда гомеопатию.

Дошкольнику будет легче преодолеть эхолалию, если родители смогут соблюдать некоторые правила общения и поведения дома:

Доброжелательные отношения в семье, с ребенком.

Размеренные беседы, близкие отношения с домашними способствуют душевному равновесию. Ребенок сам сможет расслабиться, ему не нужно искать посторонние способы успокоения.

Поддерживайте желание находить контакт с окружающими, подталкивайте ребенка к беседе.

Возникновение порыва говорить не происходит на пустом месте. Интерес к чувствам, переживаниям будет оценен, малыш поделится собственными мыслями, а не повторит чужую фразу.

Выбирайте темы для разговора.

Они должны быть интересны детсадовцу, понятными и доступными для разговора. Тщательно подбирайте слова для вопроса, отвечайте простыми предложениями.

Не перебивайте рассказ ребенка.

Малыш начал говорить без копирования мультяшных героев, вы должны слушать.

Логопеды-дефектологи рекомендуют еще один метод коррекции речевого нарушения. Это пошаговое увеличение словарного запаса, обучение умению поддерживать беседу, отвечать на вопросы развернуто.

План действий мамы и папы будет следующим:

  1. Подталкивайте дошкольника к диалогу с помощью простых вопросов и зрительной опоры для ответов.

Используйте методическую литературу для логопедической работы, карточки с картинками понятных предметов, учебники для обучения раннему чтению. Спрашивайте дошкольника, показывая пальцем на изображение: “Что это? Кто это?”.

  1. Не убирайте зрительную опору, задавайте вопросы иначе. Так, чтобы ответ был не очевиден.

Потребуется серия картинок или тематическая подборка. Например, разложите перед малышом картинки животных и машин. Спросите: “Кто умеет лазать по деревьям? У чего есть колеса?”

  1. Развивайте умение строить диалог без зрительной опоры. Малыш отвечает на простые и понятные вопросы.

Избавляться от привычки нужно медленно, сначала задавайте простейшие вопросы: “Кто умеет гавкать? У кого есть крылышки?” Вариантов ответа может быть несколько.

  1. Увеличивайте продолжительность беседы по времени.

На этом этапе важно развить умение не только отвечать, но испрашивать, рассказывать. Помогайте крохе наводящими вопросами

Когда почувствуйте, что детсадовец переутомился, аккуратно закончите разговор.

  1. Стимулируйте речь интересом и дополнительными вопросами.

Если детсадовец начал говорить, задайте ему несколько вопросов, чтобы речь продолжилась. Например, а почему ты так решил? Куда вы пошли?

  1. Продолжите разговор игрой.

Например, дошкольник сказал, что на фото кошка. Попросите его придумать ей имя, помяукать, сами активно участвуйте в изображении животного, развивая сюжет игры.

  1. Обсуждайте яркие моменты из жизни, произошедшие недавно.

Поход в кино, посещение театра вместе с ребенком — хороший повод для обмена мнениями

Для лечения важно, чтобы ребенок участвовал в обсуждаемой истории, а не просто знал о ней от третьего лица

  1. Фантазируйте, планируйте будущее.

Стройте планы на отпуск, придумывайте сказки. За основу берите уже известные истории или героев.

Использовать эту методику лечения речевого нарушения как четкие спланированные занятия не эффективно. Коррекция в домашних условиях должна проводиться исподволь, но регулярно. Лечить малыша медикаментозно можно только по рекомендациям специалиста.

Давать однозначно отрицательную оценку эхолалии у детей неправильно. При некоторых заболеваниях она служит мостиком для выстраивания контакта с миром. Бороться нужно не с привычкой повторять, а с причинами такого поведения.

Рейтинг автора 3 Автор статьи Анна Ровенская Учитель русского языка и литературы, сотрудник Образовательного Центра раннего развития. Написано статей 38

Диагностика

Обращаться за консультацией к неврологу, логопеду, дефектологу, психиатру нужно, если эхолалия наблюдается у малыша после 4 лет. После беседы с маленьким пациентом, знакомства с характеристикой из сада, от родителей, проведения простого теста, доктор сможет понять, является привычка повторять нормой или патологией.

Если невролог или психиатр заподозрят какие-либо расстройства, понадобятся дополнительные лабораторные и аппаратные исследования. Малышу нужно пройти:

  1. УЗИ мозга
  2. Электроэнцефалограмму
  3. МРТ
  4. Осмотр лор-врача

Выявлять патологию с помощью дополнительных анализов нужно после 4-5 лет. Прогноз на будущее зависит от поставленного диагноза и способности работать над его устранением у малыша, родителей.

Признаки сенсорной алалии и РАС у детей

Важная особенность детей с сенсорной алалией и РАС — сложность понимания обращенной к ним. Как распознать это свойство развития речи в самом начале?

Сенсорный алалик и ребенок с РАС — вовсе не молчуны. У детей присутствует активная, иногда даже чрезмерно экспрессивная речь. Однако при этом они абсолютно не критичны к своим высказываниям — не понимают сами, что именно говорят.

Что же должно насторожить в речи ребенка с сенсорной алалией и РАС?

  1. Неосмысленное повторение часто слышимых фраз — эхолалия. Ребенок может настойчиво повторять рекламные слоганы, слова героев мультфильмов и т.д. Иногда речь может казаться осмысленной — в том случае, если ребенок вместе ответа повторяет последнее услышанное слово. Но стоит изменить фразу, и результата уже не будет.
  2. Частое смешение слов, слогов и фраз, использование выдуманных слов — так называемая логорея — еще один характерный симптом нарушения понимания обращенной речи. Слух при этом в большей части случаев (порядка 70%) остается сохранным. Однако отмечается неустойчивость слухового внимания.
  3. Фонематическое восприятие речи нарушено. То есть у ребенка «не работает» цепочка, по которой слуховое возбуждение передается в структуры мозга, связанные с речью.
  4. Присутствуют и некоторые нарушения памяти. Для того, чтобы запомнить слово или фразу, ребенку требуется довольно много повторений.

Терапевтические методы лечения эхолалии у детей

Речевая терапия

Одним из основных методов лечения эхолалии является речевая терапия. Квалифицированные специалисты помогают ребенку научиться правильно формулировать свои мысли и выражать их в соответствии с речевыми нормами. Терапевтическая программа может включать в себя игры и упражнения на повторение слов и фраз, упражнения на осознание различий в звучании слов и т.д. Однако эффективность терапии может зависеть от степени тяжести эхолалии и индивидуальных особенностей ребенка.

Индивидуальный подход

Поскольку эхолалия может проявляться по-разному у разных детей, важно выбирать индивидуальный подход к лечению. Кроме того, учитывая возможность того, что эхолалия может быть следствием других нарушений, может потребоваться назначение дополнительных специалистов, таких как психолог или невролог

Настройка общения в семье и среде

Важно также настроить семью и среду ребенка на успешное лечение эхолалии. Родители и близкие люди могут быть включены в процесс терапии, чтобы стимулировать ребенка на участие в упражнениях и поддерживать его в повседневной жизни

Кроме того, может быть полезно подобрать для ребенка среду, где он будет находиться в комфортных условиях для развития речи и настройки на общение с окружающими.

Обучение альтернативным методам общения

В случаях, когда традиционные методы речевой терапии не помогают улучшить коммуникативные навыки, может быть полезно обучить ребенка альтернативным методам общения, таким как жесты или рисунки. Это может помочь ему выразить свои мысли и чувства, не прибегая к эхолалии.

Примерные этапы терапии лечения эхолалииЭтапЦелиПримерные действия

Оценка Определить степень тяжести эхолалии и индивидуальные особенности ребенка Анализ речи, беседы с родителями, назначение дополнительных обследований при необходимости
Разработка программы терапии Разработать индивидуальную программу лечения эхолалии Основана на оценке результата и на индивидуальных особенностях ребенка
Терапия Улучшить коммуникативные навыки ребенка и помочь ему научиться выражать свои мысли и чувства в соответствии с речевыми нормами Речевая терапия, обучение альтернативным методам общения, настройка семьи и среды
Оценка результата Оценить результаты терапии и принять решение о продолжении или изменении терапевтической программы Общение с ребенком и родителями, переоценка ведения терапии, дополнительные обследования при необходимости

Функции эхолалии

Первая из возможных функций рассматриваемого речевого поведения — заполнение паузы. У детей формируется понятие, что разговор — это обмен фразами, между которыми есть определенные паузы. Они хотят принимать участие в беседе, но пока не понимают, как это правильно сделать. И, когда приходит их очередь говорить (или они думают, что очередь приходит), дети повторяют услышанную фразу (одну из услышанных).

Вторая функция повтора фраз — выражение согласия. Часть детей редко слышит именно согласие, а не слово «нет». Если ребенок не может выразить согласие по каким-то причинам, вместо ответа «да» на какой-то вопрос он может повторить фразу.

Третья возможная функция эхолалии у детей — название окружающих явлений и предметов. В таких случаях дети повторяют звуки, которые имеют связь с конкретными объектами. Со временем они учатся распознавать в речи отдельные слова или слоги, которые можно сочетать, чтобы они обрели смысл. Эхолалия может появиться на ранней стадии называния предметов, когда ребенок уже может повторить длинную комбинацию звуков, но еще не может вычленять составные части языка и их смысл.

Четвертая причина или функция повторяющейся речи это успокоение. Аутичные дети предпочитают однообразие, они консервативны. Такое поведение дает им чувство защищенности. Хорошо известные ему слова малыш повторяет, когда чувствует необходимость успокоиться. Это его способ снять нервное напряжение.

Пятая функция эхолалии у детей — получение необходимой стимуляции. Это вид стимминга (самостимулирующего поведения). Повторение слова или слога снова и снова может вызывать у ребенка приятные ощущения. Повторение услышанного может иметь причиной тренировку. Ребенок учит новые слова и звуки, ему нравится, как его губы и зубы чувствуют себя во время произношения. Он может как бы хвастаться словами, которые знает, перед окружающими. Следующая возможная причина/функция повторения речи — получение позитивных эмоций, веселье. Всё таки существуют смешные слова. Детям нравится также слушать свой голос.

Следующая вероятная причина — понимание чужой речи. Для детей даже родной язык звучит поначалу как иностранный. Мозгу пока что сложно среди звуков вычленить слова, несущие определенный смысл. Ребенку нужно время, чтобы понять, что ему сказали. И потому он повторяет слова и предложения, чтобы лучше понять смысл сказанного, как бы расшифровывает выражения. Часть детей повторяют слова про себя, а часть произносят вслух.

Эхолалия может помогать вспоминать прошлое и давать определение настоящему. ситуация может быть подсказкой для определенного алгоритма, который заложен в памяти. Например, ребенка сажают кушать под один и тот же мультик. В будущем он садясь кушать (даже если мультик не включили) или когда хочет кушать, будет повторять фразы героев.

Приходя из детского сада, ребенок может повторять услышанные там фразы. Таким образом, он вам рассказывает, что с ним произошло за день, что он переживал. По каким-то причинам он не может сформулировать логические конструкции, облечь мысли в слова. Потому он передает эмоции теми фразами, которые отложились в его мозгу.

Следующая функция эхолалии — поделиться чувствами. Ребенок может переживать нечто, что пока что не может облечь в слова. Это особенно тяжело с эмоциями и чувствами. Дети могут использовать готовые, услышанные ими ранее выражения, которые, как они считают, передают такой смысл или эмоцию, которую они хотят выразить.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Здоровые дети
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: