Загадки о народных промыслах с ответами для детей дошкольников
ЗАГАДКИ О НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛАХ с ответами для детского сада
Средина Ольга Станиславовна воспитатель, руководитель изостудии ЦРР МДОУ №1 «Медвежонок» г. Юрюзань Челябинская обл.Цели знакомство дошкольников с народными промыслами Задачи -развивать эстетический вкус, чувство прекрасного -обучать способам отличия различных народных промыслов друг от друга -воспитывать чувство патриотизма Пояснение Эти загадки были опубликованы в журнале «Дошкольное воспитание» №5 за 1997 год (стр. 40- 42). Они были приложением к моему сценарию, но спустя какое-то время стали появляться в различных материалах без подписи. Мне приятно, что они «пошли в народ», но данной публикацией хочется напомнить, что у загадок есть автор. Мы используем их на занятиях и развлечениях. Собранные в буклет, они становятся приятным подарком выпускникам. Надеюсь, они еще пригодятся многим коллегам. ЗАГАДКИ О НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛАХ 1 Очень тяжелые эти фигурки: Девочки, мальчики, кони-скульптурки Есть и подсвечники, блюда резные. Ну, догадались, откуда такие? (Каслинское литье)
2 Тук-тук, щелк – щелк, Медведь, мужик, коза и волк Деревянные игрушки И медведи и старушки То сидят, а то спешат Ребятишек всех смешат (Богородская резьба)
3 Снежно-белая посуда, Расскажи-ка ты откуда? Видно, с севера пришла И цветами расцвела Голубыми, синими, Нежными, красивыми. (Гжель)
4 Резные ложки и ковши Ты разгляди-ка, не спеши. Там травка вьется и цветы Растут нездешней красоты. Блестят они, как золотые А может, солнцем залитые. (Хохлома)
5 Веселая белая глина, Кружочки, полоски на ней. Козлы и барашки смешные, Табун разноцветных коней, Кормилицы и водоноски, И всадники и ребятня. Собачки, гусары и рыбы… А ну, назови-ка меня! (Дымка)
6 Круглые, железные В хозяйстве полезные. Черные, желтые, красные Удивительные и прекрасные! (Жостовские подносы)
7 Нас слепили мастера, Нас раскрашивать пора! Кони, барышни, барашки Длинношеи и стройны. Сине-красные полоски На боках у нас видны. (Филимоновские игрушки)
8 Ростом разные подружки, Все похожи друг на дружку. Раз, два, три, четыре, пять… Даже всех не сосчитать! Загляделася старушка- а в руках — одна игрушка. (Матрешки)
9 Железная пластинка, На ней простой пейзаж: Березки и рябины, Горы далекой кряж. (Златоустовская гравюра)
10 Из липы доски сделаны, И прялки и лошадки. Цветами разрисованы, Как будто полушалки. Там лихо скачут всадники, Жар-птицы ввысь летят. Оживки черно-белые На солнышке блестят. (Городец)
11 Бочонки, копилки, матрешки, грибки Они не малы, да и не велики. Свистульки, тарелочки в ярких цветах И солнце и речка и домик в кустах. Свободная роспись: шиповник цветет, И яблочки зреют и травка растет. Рисуются тушью на стеблях цветы Их яркие краски сочны и просты. (Полховский Майдан)
12 Стучат коклюшки: стук, стук, стук — Платочек появился вдруг. И воротник из белой нити Прекрасно выполнен, взгляните! (Вологодские кружева)
13 На черном фоне – красные розы Лилии, маки, ромашки, подснежники. Ими повязаны девичьи головы, Глазки лукавые, личики нежные. (Павлово-Посадские платки)
Рекомендуем посмотреть:
Загадки о животных для детей с ответами Загадки о растениях с ответами для детей Загадки про игрушки с ответами для детей от 4 лет Загадки про животных с ответами для детей 5-6 лет
Загадки о профессиях для детей
Загадки с ответами про зиму для детей
Загадки про Новый год
Загадки про осень
Загадки про цветы и растения с ответами
Гжельская роспись сегодня
А иначе как чудом не назовешь тот факт, что в конце 40-х лет 20 века два подвижника, Н. Бессарабов и А. Салтыков, взяли за основу старые образцы и возродили приемы росписи, которые фактически считались утраченными. Те самые фарфоровые изделия с кобальтовой подглазурной росписью, узнаваемые и ассоциирующиеся в мире со словом gzhel, отстояли у истории два человека. А вслед за ними возрождать промысел бросилась плеяда выдающихся художников: Дунашова, Азарова, Окулова – имена, известные тем, кто работает в технике гжельской росписи.
Поклонников ментально близкой каждому русскому человеку росписи сегодня радует Гжельский фарфоровый завод. Посуда, вазы, подсвечники, шкатулки, камины, люстры, чайники – это небольшая часть продукции, которую поставляет завод. Примечательно, что работают гжельские династии: старший в роду приобщал к росписи младшего, и так становилось для человека линией жизни.
Гжель, происхождение которой уходит в 11-13 век, по праву считается национальным достоянием России. Синее небо, белые церкви, золотые купола церквей (современная гжель часто использует золочение) – это понятный русскому человеку визуальный культурный код. А тонкому гжельскому «мазку с тенями» трудно подобрать аналог, мазок помог раскрыть тонкие градации синего цвета.
Следующие страницы истории русского промысла могут быть не менее яркими – ручное творчество возрастает в цене, а возвращение к истокам становится личной ценностью.
Морозный узор на белом снегу, трогательные сцены крестьянской жизни и незамысловатые, но тем и очаровательные пейзажи, отточенный стиль и особый, «фирменный» мазок… Все это можно назвать двумя словами – гжельская роспись. О происхождении промысла, его тонкостях и секретах, технике и этапах созданий изделий, читайте далее.
История промысла
Что такое гжель? Это вид русской , узнаваемый далеко за пределами России. Слово gzhel знают не только искусствоведы и художники. Если попросить иностранца создать инициативный ряд к слову «русский, Россия», то без традиционной и точно не обойдется. Гжелью называют обширный район под Москвой, объединяющий 27 деревень. Их принято называть «Гжельским кустом». Территориально он находится в 60 км от Москвы по ж/д линии Москва-Муром-Казань. Сейчас это Раменский район Московской области, ранее же территория относилась к Богородскому и Бронницкому уездам.
Затем в этой местности наладили производство , вследствие чего был основан фарфоровый завод. Во второй четверти 19 века искусство гжели достигло пика. Описание лучших произведений, выполненных в этой техники, относится к этому периоду. А далее случился спад, обусловленный промышленным реформированием в России, и длительное затишье. Только после Великой Отечественной, благодаря мастерам-подвижникам, гжель, как народная роспись, была реанимирована.
Виды росписи гжель
В 18 веке самой узнаваемой была лубочная гжель. Обусловлено развитие этого вида тем, что многие мастера начали учиться на заводе Гребенщикова в Москве. Посуду расписывали орнаментами с применением зеленого, желтого, синего цветов. Использовались и фиолетово-коричневые краски на белом фоне. Основа изображения – картинки лубка, очень модные в то время. Например, в центре рисунка могла быть птица, люди, животные, домик. Увы, но это ремесло более не развивается, лубочный гжельский промысел можно считать утраченным.
Другие виды гжели:
- Надглазурная. Древний и очень красивый вид росписи. Цветные краски мастера наносили прямо по глазури. Делать это было сложно, работа трудоемкая. К тому же обжигать изделие приходилось в три, а то и в четыре этапа. Цена такой посуды будет очень высокой, но выглядит надглазурная гжель словно посуда из царского сервиза.
- Глухой кобальт. Она не очень привычна для традиционного восприятия гжели, но это, тем не менее, самостоятельный ее вид. Некоторые сравнивают глухой кобальт с зеркальным отражением привычной гжели. Мастер покрывает кобальтом всю поверхность изделия, потом наносит глазурь. После обжига на изделие наносится рисунок белой краской и золотом.
- Костяной и белый фарфор. Еще один прекрасный стиль гжельского искусства: чистой белизны посуда с золоченым рисунком. Золото будто бы углубляет белизну, подчеркивает ее хрупкость и благородность.
- Традиционная роспись. Бело-голубая гжель – это народный, общепризнанный, самый известный вид промысла. У него есть второе название: «Синь России». Мастер делает рисунок специальными красками на основе оксида кобальта, используя технику кистевого мазка. Уже расписанное изделие нужно окунуть в белую глазурь и обжечь в печи. После обжига глазурь меняет белизну на прозрачность, изделие обогащается глянцевым блеском и прочностью, а рисунок максимально ярко проявляет себя.
Те, кого только начала привлекать гжель, интересные факты росписи пытается найти на просторах интернета. И чаще можно встретить историю, которая, скорее, является байкой. Когда в пик своего расцвета гжельская роспись становилась все более популярной, мастера хранили ее секреты, не выдавая сторонним особенностей техники. Владелец завода даже нанимал немого мастера, который не мог бы разболтать «ноу хау». Но когда заинтересованные лица напоили керамиста, тот без слов умудрился выдать все производственные секреты.
Цвета гжельской росписи
Есть несколько мнений, почему именно синие узоры на белом фоне стали самыми удачными для гжельских керамистов. Даже ребенок узнает синеватые завитки на молочной белизне фарфора. А ведь, как уже говорилось, есть несколько видов росписи, где цветовая палитра была не столь ограниченной.
Обе версии правдоподобны, и их смешение, возможно, и является истиной. Синий цвет наиболее удачно сочетался с глазурью. Другие цвета не всегда давали хорошую комбинацию, немало изделий приходилось отбраковывать. Синий же «срабатывал» идеально. Справедливо и то, что роспись в бело-голубых тонах была в то время общемировой тенденцией: знаменитые голландские изразцы и китайский фарфор, яркие тому примеры.
И технические хитрости, и культурное заимствование поучаствовали в создании мирового художественного бренда. Гжельскую колористику постоянно обыгрывают в своих работах современные дизайнеры. Они украшают интерьеры текстилем в стиле гжели, используют вдохновленное гжелью оформление стен. И, удивительно, бело-голубая русская эстетика, умудряется прекрасно ужиться в кантри, скандинавском стиле, и даже в провансе.
Смешение двух цветов дает возможность получить множество оттенков. Мастер использует и контрастные переходы, и растягивание через тушевку, и даже сильное затемнение синего.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
ВОСПИТАТЕЛЬ: Попова Т.Б.
Цель. Обобщить имеющиеся у детей знания о народных промыслах России, закреплять умение выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов, знать характерные особенности этих промыслов, воспитывать национальную гордость за мастерство русского народа, эстетическое отношение к народному прикладному искусству. Закреплять умение расписывать самостоятельно заготовки силуэтов разных изделий народных промыслов.
Материал.
Изделия народных промыслов (гжель, хохлома, богородская и дымковская игрушка и т. д.); стихи-загадки о народных промыслах, народная музыка (в грамзаписи), заготовки силуэтов изделий народных промыслов, гуашь, палитра, салфетки, баночки с водой. ^
Развитие ремесла
Как именно происходило возникновение ремесла, точно неизвестно. Но вот история его развития обретает более ясные черты. Известно, что в 16 столетии мастера из Гжели привозили в Москву запасы посуды, в Яузскую же слободу гончарам привозили глину. Любили гжельские умельцы посещать местные ярмарки, там они знакомились с и мастеров из других регионов страны.
Некоторые искусствоведы считают, что пик развития гжели и происхождение особого ее направления можно связать с 70-80-ыми годами 18 века. Тогда городок стал российским центром производства высокохудожественной . Но особенность промысла в том, что не только завод продвигал декоративно-прикладное искусство, много народных умельцев оттачивали в домашних мастерских.
Кувшины, квасники и кумганы местных мастеров активно раскупались. Посуду делали как с изображением пейзажей, так и с изображением людей. Любили гжельские умельцы делать посуду и с юмористическими сюжетами.
Поворотное событие в истории гжели случилось в 1800 году. Братьям Куликовым из села Володино удалось обнаружить смесь белой фаянсовой массы. И реакция на находку была скорой: уже через год-другой (точной даты нет) здесь открылся завод по производству изделий из фарфора. Классическим цветом фаянса начала считаться синий: он пришел на замену контурным изображениям с полихромной краской. А дело в элементарной практичности – синий цвет чаще стал появляться на изделиях мастеров, так как имел прекрасное соединение с глазурью.
Другие краски при обжиге давали больше брака. Можно было бы придумать легенду о выборе синей цветовой доминанты, но о том, как появилась «та самая гжель», рассказать без этого прозаического исторического факта не получится.
Несмотря на впечатляющую популярность и востребованность, гжель как искусство могла исчезнуть. Если в конце 18 века над росписью трудились мастера 50 фабрик, то через столетие промысел оказался на грани исчезновения. Промышленный поворот привел к тому, что ручная формовка и роспись стали невостребованными. Предприятия ради экономической выгоды перешли на производство технического фарфора. Секреты техники гжели начали теряться.
И первая половина 20 века с разрухой, войнами, голодом, репрессиями никак не помогали восстановлению старинного ремесла. Для гжели история промысла могла так и закончиться, но в середине прошлого столетия случилось чудо.