Улучшить дикцию

Лучшие скороговорки для развития дикции

Полезные советы:

  1. Заучивание скороговорок при помощи мнемодорожек значительно облегчит этот процесс. Слово ребенок воспринимает через образ – картинку, модель, символ, знак. А мнемотехника направлена именно на это — замену слов образами.
  2. Перед тем как начать работать с данными мнемодорожками необходимо закрепить навыки четкого произношения и различения звуков « Р», «РЬ» в слогах, словах. Учим малышей выделять данные звуки в начале, середине и конце слов.
  3. Все занятия по автоматизации звуков строятся по принципу от простого к сложному.
  4. Каждое занятие следует начинать с разминки, это 2-3 упражнения .
  5. Далее переходим к изолированному «рычанию», автоматизации в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и других игровых упражнениях.
  6. Если ребенок не усваивает или ему тяжело выполнять новые задания, можно возвратиться назад и закрепить произношение на более простом материале.

Читаем онлайн сложные скороговорки для развития дикции (Ж и Ш)

Эти чистоговорки только на первый взгляд кажутся короткими и простыми. А теперь попробуйте произнести их быстро и без запинки! Уверена, не у всех получится с первого разаJ

Ш

На окошке у Тошки кошка и котят немножко.

Не шипи, а пиши, пиши, не шипи.

Пешки – в шахматах, шашки – в шашках.

Вашему шпиону нашего шпиона не вышпионить, а наш шпион вашего шпиона вышпионит.

Ишак и шакал шагали по шпалам.

Паша пашет, Леша пляшет, Леша пляшет, Паша пашет.

В шалаше у шалунишки – шашки а шишки.

Ж

Нож и ножки, ложь и ложки, рожь и рожки.

Уже ужи в луже.

У ежа – ежата, у ужа – ужата.

Однажды шел дождик дважды.

Зажужжала муха, дожужжалась паука.

Жужжит жужелица, жужжит, кружится.

Жутко жуку жить на суку.

Скороговорки для тренировки речи и дикции у детей 11-12 лет

Когда маленький ребенок до 5 лет кортавит – это одно. Но совсем другое дело, когда подросток невнятно говорит. Ведь это может стать причиной насмешек со стороны сверстников.

 

— Дима и Тома догонят медведя и добудут меда?

— Нет! Дима и Тома добудут меда,

Догонят медведя и дадут медведю меда.

У Мити на кителе нитки, у Тани – тканое платье.

Выдерни лычко из-под кочедычка, лычко из-под кочедычка.

Наменял старик мочал, а лапти не вылапотничал.

У пчелки жалко жалит жарко.

Под матицей под потолком висит полколпака гороху без червячка, без червоточинки.

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать

Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать и будем выговаривать

Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Основные принципы скороговорения

Неправильным будет думать, что заниматься скороговорками легко и просто. Нельзя «взять и прочитать», здесь также требуется запастись терпением, как и в любом другом деле.

Первое, что необходимо сделать: медленно и даже желательно по слогам произнести скороговорку, тщательно артикулируя

Важно следить за тем, чтобы каждый звук был проговорен четко, чисто и внятно. Торопиться здесь не следует. Несколько раз тщательно прочитав скороговорку, следует выучить ее наизусть – это под силу человеку даже с «куриной» памятью, объем скороговорок сравнительно небольшой (особенно если он составляет всего одну строчку)

Чтобы заучивание прошло легче, можно воспользоваться так называемыми шпаргалками – руками: например, загибать пальцы на каждое слово, или сжимать в кулаки, или отстукивать ритм. Такой метод особенно хорош для маленьких деток

Несколько раз тщательно прочитав скороговорку, следует выучить ее наизусть – это под силу человеку даже с «куриной» памятью, объем скороговорок сравнительно небольшой (особенно если он составляет всего одну строчку). Чтобы заучивание прошло легче, можно воспользоваться так называемыми шпаргалками – руками: например, загибать пальцы на каждое слово, или сжимать в кулаки, или отстукивать ритм. Такой метод особенно хорош для маленьких деток.

Вторая фаза – отточить артикуляцию. Для этого понадобятся помощник и запас терпения как с его стороны, так и со стороны самого тренируемого. Ассистента необходимо посадить напротив себя, а затем раз за разом медленно, четко рассказывать ему скороговорку – но без звука. Это упражнение необходимо выполнять до той поры, пока помощник не сможет без проблем прочитать по губам каждую букву и сложить скороговорку воедино.

Когда получилось узнать фразу по губам, можно переходить к следующему этапу, еще более сложному: проговаривание шепотом. Речь должна быть настолько четкой, чтобы шепот был легко понимаем и различим. В качестве образца можно взять речь театрального суфлера – вот уж кто оттачивает свой шепот до филигранной ясности!

Следующий пункт – прибавление громкости. Теперь все то же самое нужно проделать громко и с выражением. Как будто в школьные годы на уроке литературы, рассказывая наизусть заданное на дом стихотворение.

И, наконец, последний этап – смена интонации. Вызубренную уже к этому моменту скороговорку нужно рассказывать на разный лад: громко и потише, детским голосочком и старческим дребезжанием, нараспев и речитативом – интонаций миллион. Самое главное, что каким бы образом скороговорка для развития речи не произносилась, делаться это должно быстро. И, разумеется, не теряя четкости.

Конечно, не нужно думать, что все это можно провернуть за один день. Тренировка дикции требует достаточно больших временных затрат и терпения – пройдет минимум несколько недель, прежде чем что-то начнет получаться. Этому нужно посвящать не менее тридцати-сорока минут ежедневно. Главное, не сдаваться на полпути. Кстати, специалистами рекомендуется все данные упражнения осуществлять в движении – можно ходить, бегать, заниматься зарядкой и так далее, правда, при этом придется еще и следить за правильным дыханием.

Еще один немаловажный фактор: для того чтобы все получалось правильно, нужно не просто механически оттарабанивать вызубренный урок, а представлять в воображении все то, о чем в скороговорке рассказывается. Если речь идет о том, как «мама мыла Милу», следует как можно более живо нарисовать в своей голове эту картину. Вот мама моет Милу, вот уронила мыло, вот Мила обрадовалась… Только тогда можно будет найти верные интонации.

И напоследок хороший совет: если читать книги вслух, это не только будет способствовать выработке правильных, чистых интонаций и тренировке дикции, но и разовьет фонематический слух.

В чём отличие детских скороговорок от прочих развивающих речь упражнений

Изначально не было различия между скороговорками и чистоговорками. Однако современные логопеды стали чётко различать два этих понятия. Чистоговорки используют в основном для отработки правильной дикции. Их необязательно говорить быстро. Главное, правильно и чётко проговаривать все звуки.

Скороговорки условно делятся на взрослые и детские. Отличия в них совсем незначительные

Для ребёнка важно, чтобы фраза имела определённый смысл и была весёлой. В противном случае он просто откажется её повторять, поскольку не будет понимать о чём этот «стишок» или ему будет откровенно скучно

Топ самых эффективных скороговорок

Представляем список самых эффективных скороговорок для улучшения дикции взрослых людей, которые легко запомнить:

  • Пришел поп Поликарп Поликарпович окропить укроп. Укроп взмок, Поликарп смолк.
  • Очень чуткий учитель сверхчувствительный и тонко чувствующий.
  • Добры бобры в бору бодрствовали, бобрята доброхотствовали, бобрихи бодрились.
  • Свидетель переосвидетельствован и перепроверен.
  • Татарский ткач ткет ткани на домотканые платки Татьяне.
  • Шрамированный шпагою шаман вошел во храм.
  • Трудновыговариваемые скороговорки, участвовавшие в самосовершенствовании.
  • Покупая попугая, не перепугайте птицу простотой.
  • Стаффордширский терьер чересчур ретив, а черношерстный ризеншнауцер резвее.
  • Радист да прапорщик рапортовали, рапортовали подполковнику – да не вырапортовали.
  • Ловко лавируя в отоларингологии, лекарь легко вылечивал ларингиты и трахеиты.
  • Ртом тревожно дрожит, нрав кривой демонстрируя, друг.

Отличительные особенности сценической речи

Любой человек, который планирует посвятить свою жизнь актерскому мастерству, должен выполнять комплекс специальных упражнений. В процессе таких занятий ему будет нужно развить громкий голос, хорошую дикцию, научиться правильно расставлять акценты по тексту. Это поможет выразить основные эмоции и чувства, правильно обыграть поставленную задачу. Техника сценической речи не так легка, как может казаться на первый взгляд. Актер, стремящийся развить свои таланты, должен уметь передать настроение, показать внутренний мир, характер и другие отличительные черты своего персонажа. Если человек научится делать это правильно, то вскоре станет настоящей звездой в кино либо театре.

Сценическая речь считается обязательным дополнением актерского мастерства. Развивалась такая техника на протяжении длительного времени и по мере развития продолжала активно усовершенствоваться. Древнегреческие ораторы использовали ее в речи при движении, поскольку такой тип выступления вызывал наибольший интерес у публики. Уже в те времена люди понимали, что важен не только смысл произносимых слов, но также качество их подачи, используемая интонация и метод прочтения.

Демосфен, известный философ и оратор, от природы обладал очень тихим голосом, вся его речь была больше похожа на бормотания, поэтому многие слушатели просто не могли разобрать его слов. После того как мыслитель понял, в чем заключена его проблема, он начал упорно тренировать дикцию. Для этого Демосфен постоянно выходил на край скалы у моря и произносил свою речь, пытаясь перекричать шум бушующих волн. Его современники уверяют, что он также часто уединялся в пещере и именно там репетировал свои монологи, чтобы у него был шанс выслушать самого себя.

В настоящее время использовать такие радикальные методы улучшения своего ораторского искусства не нужно. Для этого существуют специальные упражнения сценической речи для детей дошкольного возраста. Все они считаются довольно простыми, но вместе с этим эффективными. Репетиции для улучшения дикции можно выполнять в домашних условиях либо ходить на занятия с педагогом.

Чем отличаются чистоговорки от скороговорок

Чистоговорки используют в детской логопедии для улучшения произношения звуки и их автоматизации. Основаны они на повторении согласных звуков в различных комбинациях с гласными звуками. Проговаривать их нужно по-разному – громко, тихо, быстро, медленно. Делать упражнения можно под музыку, что позволит привить ребенку чувство ритма.

Свистящие звуки нужно прорабатывать с детьми 3 трех лет. Шипящие и звук «л» – в 4–5 лет. Звук «р» – 5–6 лет. Чистоговорки полезны и взрослым, в качестве разминки перед скороговорками.

Звук «с»

Са-са-са, са-са-са – у Сони длинная коса.

Со-со-со, со-со-со – Соня катит колесо.

Ос-ос-ос, ос-ос-ос – взяли в руки пылесос.

Ас-ас-ас, ас-ас-ас – пили вечером вкусный квас.

Звук «з»

За-за-за, за-за-за – идет рогатая коза.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу – привяжи скорей козу.

Уз-уз, уз-уз-уз – с папой резали арбуз.

Аз-аз, аз-аз-аз – в море виден водолаз.

Звук «ц»

Ца-ца-ца, ца-ца-ца – смотри, бегает овца.

Цо-цо-цо, цо-цо-цо – птица села на крыльцо.

Цы-цы-цы, цы-цы-цы – скоро прилетят скворцы.

Ец-ец-ец,ец-ец-ец – купили сладкий леденец.

Звук «ш»

Ша-ша-ша, ша-ша-ша – каша с маслом хороша.

Шу-шу-шу, шу-шу-шу – на каток сейчас спешу.

Аш-ащ-ащ, аш-аш-аш – дети спрятались в шалаш.

Уш-уш-уш – принимали утром душ.

Звук «ж»

Жа-жа-жа – жаба встретила ужа.

Жи-жи-жи – до чего смешны моржи.

Жу-жу-жу – я секрет не расскажу.

Аж-аж-аж – потеряли наш багаж.

Ож-ож-ож – на родителей похож.

Звук «ч»

Ча-ча-ча, ча-ча-ча – тачка, дачка, каланча.

Чи-чи-чи, чи-чи-чи – на базаре кирпичи.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу – плачу, нянчу, хохочу.

Ач-ач-ач, ач-ач-ач – чай, кулич, калач.

Вариант на «Р» твердую и мягкую

У некоторых людей существует практически незаметная проблема с произношением мягкого звука «рь». Для таких случаев полезно будет подобрать скороговорки на букву «Р», где сочетаются и твердый, и мягкий звуки.

Несколько примеров представлены ниже:

Бобр добр до бобрят.

***

Пекарь Петр пек пирог.

***

Перед коровой короб корок.

***

Три вороны на воротах.

***

На горе, на горке
Горько ревет Егорка.

***

У редьки и репки корень крепкий.

***

Три дроворуба на трех дворах дрова рубят.

***

Крута гора,
В горе – дыра,
В дыре – кротовая нора.

***

По двору-подворью –
В добром здоровье.

***

Привез Пров Егору
Во двор дров гору.

***

Торопке порка не впрок, Торопке коврижка впрок.

***

Три вороны на – воротах.
Три сороки – на пороге.

***

Тридцать три вагона в ряд
Тараторят, тарахтят.

***

У Риты растут маргаритки, а у Бориса – барбарис.

***

Я вкруг погреба хожу,
Все про погреб говорю.

***

У барана рога
Скручены-перекручены,
Верчены-переверчены.

***

В печурке – три чурки,
Три гуся, три утки.

***

Наш чеботарь
Всем чеботарям чеботарь.
Никому нашего чеботаря
Не перечеботарить.

***

Не перчи, Петр,
Поросенка перцем,
А то можешь переперчить
Поросенка перцем.

***

У бобра шапка добра,
А у бобрят богаче наряд.

Заниматься развитием речи следует не только в детском возрасте. Во взрослом возрасте нечеткое произношение может вызвать больше проблем при общении. В то же время, некоторым просто стыдно обращаться к специалисту со своей проблемой. В этом случае человек может самостоятельно улучшить свою речь с помощью регулярных занятий и скороговорок.

Трудные скороговорки

Можно использовать, когда уже несложные скороговорки получается у ребенка проговаривать быстро и легко. Их не обязательно заучивать. Достаточно прочитать несколько раз в быстром темпе и без запинок.

В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж чрезвычайно чисто.

Петр Петрович, по имени Перепелович, поймал перепелку, понес по рынку, просил полтинку, подали пятак, а он продал и так.

Сшит колпак не по-колпаковски. Вылит колокол не по-колоковски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоковать, перевыколоковать.

Пришел Прокоп – кипел укроп, ушел Прокоп – кипел укроп, как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

Везет Сеня Саню с Соней в санках. Санки скок, Сеню с ног. Саню в бок, Соню в лоб. Все в сугроб хлоп.

Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь, но заскороговошившись, выскороговорил — что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговариваешь. И прыгают скороговорки как караси на сковородке.

Проговаривание скороговорок — это классическое упражнение для развития речевого аппарата ребенка. Не стоит им пренебрегать. Особенно полезно проговаривать любую из понравившихся скороговорок перед чтением, тем самым разогревая речевой аппарат ребёнка. Ошибок во время чтения ребенок будет делать намного меньше. Не верите? А вы проверьте!

Надеюсь, что этот широкий подбор лучших детских скороговорок для развития речи будет вам полезен. Выбирайте. Скороговорка должна быть интересной ребёнку. Но, конечно же, не стоит обходить стороной скороговорки на отработку нужных звуков. В этом вам также могут помочь чистоговорки. Также можно играть в игры, развивающие речь ребёнка. Желаю удачи!

Украинские скороговорки

По-украински они называются скоромовками. Музыкальные и смешные, такие фразы разнообразят процесс обучения с малышом и превратят урок в занимательное занятие.

Примеры скоромовок:

  1. «Півдня проходив павучок, приніс павутиння пучок. Почав по-маленьку привчати, панчішки плести павучаток».
  2. «Бурі бобри брід перебрели. Забули бобри забрати торби».
  3. «Черепашці з черепашенятами важко змагатися із жабенятами».

Скороговорки — веселые и ритмичные мини-стихотворения, которые помогают тренировать речевой аппарат, развивать артикуляцию не только детей, но и взрослых. С такими фразами скучные уроки в классе превратятся в любимые занятия, которые помогут проще усвоить и надолго закрепить учебную программу.

МирПозитива

Детские скороговорки на английском языке с переводом

Такие фразы помогают приобрести навык разговорной речи и расширить словарный запас. После нескольких прочтений можно будет произносить чистоговорку наизусть.

Занимаясь с детьми, оттачивая их произношение, нужно перевести ребенку выбранное задание, чтобы он знал, о чем идет речь. Этот подход поможет малышу нарисовать ситуацию в своем воображении.

Примеры детских английских скороговорок:

Английские детские скороговорки необходимо переводить на русский язык.

Перевод: «Я могу управлять новым каноэ. А вы можете управлять новым каноэ?»

Перевод: «Красный грузовик, желтый грузовик. Красный грузовик, желтый грузовик»

Перевод: «Одна муха летала, две мухи летали. Одна девочка плакала, четыре девочки плакали»

Полезные советы по улучшению дикции ребенка

Многие проблемы с речью ребенка родители могут решить самостоятельно в домашних условиях. Необходимо соблюдать некоторые рекомендации и положительный эффект не заставит себя ждать. Рекомендации родителям, как развить дикцию дошколенка:

Проблема дикции у детей актуальна на сегодняшний день. Практически каждый мальчик или девочка имеют нарушение произношения звуков, слогов и слов

Важно уделять особое внимание этой проблеме. Необходимо заниматься с ребенком не только в тот момент, когда проблема уже заявила о себе, но и для профилактики. Регулярный и системный подход поможет справиться с задачей в кратчайшие сроки

Регулярный и системный подход поможет справиться с задачей в кратчайшие сроки

Речь ребенка будет чистой и красивой

Регулярный и системный подход поможет справиться с задачей в кратчайшие сроки. Речь ребенка будет чистой и красивой.

Если ребенок только учится говорить

Когда ребенок заговорит? — Вопрос, волнующих многих родителей. Когда он начнет говорить правильно? — Следующий вопрос. Педагоги советуют сначала произносить скороговорки медленно и негромко. Или вовсе попробовать такой логопедический прием: говорить с ребенком лицом к лицу самым тихим шепотом, почти одними губами, слово общаешься с тем, кто умеет читать по губам. 

Потом повторить скороговорку чуть громче, и так постепенно добавлять звук

Детям, чтобы научиться говорить, важно видеть, как артикулирует взрослый, какие мышцы лица задействованы для произнесения звуков. Малыши визуально «считывают» даже положение головы и тела, которое принимает человек в разговоре

Скороговорка

Если загадки способствуют развитию логического мышления, а поговорки развивают культурно-этическую сторону личности ребёнка, то скороговорка развивает его дикцию и речь.

Скороговорка – один из многочисленных жанров русского фольклора, представленная в разных видах (шуточный, поучительный, для взрослых или детей и пр.) и основанная на специфических сочетаниях звуков, затрудняющих произношение слов.

Согласно словарю В. И. Даля, скороговорка относится к роду складной речи, для которой характерна перестановка и повторение одинаковых букв/слогов, которые трудно выговариваются.

Как научиться сценической речи?

Профессионалы этой области, которые помогают и детям, и взрослым подготовить речь и технику дикции, применяют при обучении различные методики. Выделяют следующие эффективные способы улучшения голоса. К самым распространенным относят:

  1. Беспрерывное развитие сценической речи. Специалист предлагает на выбор несколько комплексов упражнений, между которыми проходит логическая связь. Длительных перерывов при занятии делать не следует.
  2. Ступенчатое усложнение. Ученик начинает активно развивать уровень своей речи с простого материала, далее нагрузка увеличивается.
  3. Использование игр. Тренинг сценической речи с помощью увлекательных занятий считается самым приятным, так как на уроках ученик полагается на свое воображение. Веселые игровые уроки чаще всего дают хороший эффект.
  4. Партнерские отношения. На уроке педагог и ребенок должны общаться на равных. Учитель при этом лишь советует, но не приказывает повторять определенные упражнения.

Сценическая речь является полезной для каждого человека. Чтобы добиться хорошего результата, следует подготовить себя к тому, что придется регулярно тренироваться, совершенствовать себя и учить новые техники. Упорство и трудолюбие у ребенка помогут развить в нем ораторские способности.

Как работать со скороговорками

Скороговорки построены на близких по звучанию звуках. Начинать тренировки рекомендуется со скороговорок на трудные для произношения звуки. Чаще всего у взрослых и детей сложности возникают с воспроизведением букв «р», «л», «ш», «с», «м», «н».

Порядок работы

Для эффективной работы со скороговорками предлагается придерживаться следующей схемы:

Отработка глухих и шипящих (ш, с, т, п):

Шла Саша по шоссе и сосала сушку;

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!

Ткет ткач ткани на платки Тане.

Маша под душем моет шею и уши.

Мышка залезла под крышку, Чтобы под крышкой сгрызть крошку, Мышке, наверное, крышка – Мышка забыла про кошку!

Шли сорок мышей и нашли шесть грошей, а мыши поплоше нашли по два гроша;

Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня;

С одной сорокой одна морока, а сорок сорок – сорок морок.

У тридцать трех полосатых поросят тридцать три хвостика висят;

Поля пошла полоть петрушку в поле.

Забыл Панкрат кондратов домкрат.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Становись скорей под душ, Смой с ушей под душем тушь, Смой и с шеи тушь под душем, После душа вытрись суше.

Стоит поп на копне, колпак на попе, Копна под попом, поп под колпаком.

На опушке в избушке Живут старушки-болтушки. У каждой старушки лукошко, В каждом лукошке кошка, Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

Говорил попугай попугаю: Я тебя, попугай, попугаю. Отвечает ему попугай: Попугай, попугай, попугай!

В шалаше шуршит шелками Жёлтый дервиш из Алжира И, жонглируя ножами, Штуку кушает инжира.

Отработка свистящих и звонких (ц, ч, щ):

Цыган подходит на цыпочках и на цыпленка: «Цыц!;

Течет речка, печет печка, печет печка, течет речка;

Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая.

Щебетал щегол и щелкал, Раздувал, как шарик, щеки. Из пруда глядела щука, Удивлялась, что за штука.

Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке.

Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж.

Работа с сонорными звуками (м, н, р, л):

Мама мыла мылом Милу, Мила мыло не любила;

Мыла Мила мишку мылом, Мила мыло уронила. Уронила Мила мыло, Мишку мылом не домыла.

На горе Арарат рвала Варвара виноград.

На мели мы лениво ловили линя;

Обрадован баран — у барана барабан;

Варвара варила, варила, да не выварила.

Карасёнку раз карась Подарил раскраску. И сказал Карась: «Раскрась, Карасёнок, сказку!» На раскраске Карасёнка – Три весёлых поросёнка: Карасёнок поросят перекрасил в карасят!

Тары-бары, растабары! У Варвары куры стары!;

Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу. Грабь граблями гравий краб.

Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, не выболтала.

Брит Клим брат, брит Глеб брат, а брат Игнат бородат. Идут три брата: брат Клим брит, брат Глеб брит, а брат Игнат бородат.

У елки иголки колки;

Мы ели, ели, ели, Ершей у ели… Их еле-еле у ели доели.

Вы малину мыли ли? Мыли, но не мылили.

На дворе — трава, на траве — дрова. Не руби дрова по среди двора!

Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу люб.

Ехал Грека через реку, видит Грека — в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку — цап!

Расскажите про покупки, Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, Про покупочки мои.

Разумеется, не обязательно придерживаться данного порядка. Но такая последовательность (от простого к сложному) считается наиболее результативной.

Скорость произношения

Начиная работу со скороговорками, не стоит сразу стараться произносить их быстро. Темп и громкость нужно наращивать постепенно. Сначала произносите фразу медленно и почти шепотом (только шевеля губами). Затем чуть быстрее и немного громче, вполголоса. В третий раз проговаривайте в достаточном темпе, используя полную силу голоса. Если не удается безошибочно выговаривать фразу быстро, то снижайте темп. На данном этапе важнее четкое произношение всех звуков, нежели скорость. Со временем необходимо усложнить задачу: говорите скороговорки с орешками во рту, постепенно набирая темп. В выполнении данных упражнений очень важна регулярность. Занимаясь всего 15-30 минут в день несколько раз в неделю, улучшение дикции можно наблюдать уже через месяц.

Интонация произношения

При выполнении упражнений обращайте внимание на интонацию и постановку ударений. Скороговорка должна быть выразительной, а не монотонной. Вам должен быть понятен сюжет скороговорки и все действующие персонажи

Вам должен быть понятен сюжет скороговорки и все действующие персонажи.

Превратите скороговорку в театрализованную миниатюру и постарайтесь воспроизвести различные эмоциональные состояния. Прочтите одну и ту же реплику радостно, грустно, с удивлением, с презрением, с яростью. Это очень помогает сделать речь выразительнее в повседневной жизни.

И ещё несколько упражнений на улучшение дикции

1. Помассируйте языком ротовую полость изнутри. Делайте языком вращательные движения. Проводите им по зубам, как будто вы чистите зубы, старайтесь достать языком нёба.

2. Помассируйте пальцами губы, щеки, нос, кожу под подбородком. Надуйте щеки, как будто ваша кожа — натянутый барабан. Стучите по всем этим местам подушечками пальцев, как барабанными палочками.

3. Произносите скороговорки для улучшения дикции и артикуляции каждый день, хотя бы по 5-10 минут.

4. Упражнение на произнесение скороговорок можно усложнить. Например, перед тем, как произносить скороговорки, можно положить в рот несколько мелких камешков или орешков. Ясное дело, чтобы в этом случае произнести фразу красиво и четко, следует приложить усилия. Так тренируются мышцы рта, улучшая артикуляцию.

5. Еще одним популярным упражнением в разговорной практике является также разговор с закрытым ртом. Поскольку губы сомкнуты, усложняется произношение звуков. В этом случае также нужно проявить дополнительную сноровку, волю, чтобы сказать хоть сколько-нибудь понятные слова. После такой тренировки дикция и артикуляция обычной разговорной речью значительно улучшаются.

Будет очень полезно, если перед каждым публичной речью или возможностью выступить перед людьми, вы в течении 5-7 минут проделаете первые три упражнения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Здоровые дети
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: