LiveInternetLiveInternet
Афанасий Афанасьевич Фет
Ты отстрадала, я еще страдаю, Сомнением мне суждено дышать, И трепещу, и сердцем избегаю Искать того, чего нельзя понять.
А был рассвет! Я помню, вспоминаю Язык любви, цветов, ночных лучей.- Как не цвести всевидящему маю При отблеске родном таких очей!
Очей тех нет — и мне не страшны гробы, Завидно мне безмолвие твое, И, не судя ни тупости, ни злобы, Скорей, скорей в твое небытие!
Афанасий Фет
В жизни Фета было лишь одно сильное чувство — любовь к Марии Козьминичне Лазич. Роман молодых людей окрашен в трагические тона. Поэт практически сразу признался девушке, что не сможет на ней жениться по финансовым обстоятельствам. Несмотря на это, Лазич предпочла не прекращать отношения. Сложная ситуация разрешилась велением судьбы. Жизнь Марии Козьминичны рано оборвалась. Девушка умерла в 1850 году от многочисленных ожогов — на ней загорелось платье от неаккуратно брошенной горящей спички. Фет посвятил Лазич значительную часть своей любовной лирики. Впрочем, долгое время литературоведы не знали имени возлюбленной поэта. В мемуарах он называл ее Еленой Лариной, делая отсылку к «Евгению Онегину». Установить личность женщины удалось только в 1920-х годах Георгию Петровичу Блоку, биографу Фета.
«Ты отстрадала, я еще страдаю…» — стихотворение, датированное ноябрем 1878 года и относящееся к «лазичевскому циклу». Произведение можно разделить на три части. В первой строфе описывается настоящее положение лирического героя. Его жизнь наполнена страданием, сомнениями. Вторая часть — самая светлая. В ней даются воспоминания лирического героя о лучших моментах отношений с погибшей возлюбленной. В заключении поэт возвращает читателей в мрачное настоящее. Мир без дорогой сердцу женщины — мир, в котором не хочется жить. Лирический герой мечтает скорее отправится за ней в небытие, чтобы более не сталкиваться с людской тупостью и злобой.
«Лазичевский цикл» — истинная вершина русской лирики в плане разработки темы любви к умершей женщине. Мотив этот встречается еще в творчестве Василия Тредиаковского, реформатора стихосложения в нашей стране. Далее его подхватили Державин, Жуковский, Пушкин, Некрасов, Тютчев, Полонский, Надсон. В некоторых случаях тема появлялась в связи с биографическими событиями, иногда ее осмысление базировалось лишь на художественном вымысле. Фет «лазичевский цикл» создавал через много лет после смерти возлюбленной. Большая часть стихотворений относится к 1870-1880-м годам. Любовная лирика поэта выступила в роли своеобразного венка на могилу Марии Козьминичны, пусть и сильно запоздалого.
В 1857 году Фет сочетался браком с Марией Петровной Боткиной.
Мария Боткина
Сильного любовного чувства он к ней не испытывал, но отношения между супругами были хорошие. Боткина сумела стать мужу примерной женой и помощницей.
Текст: pishi-stihi.ru
«Ты говоришь мне: прости!..»
Сюжет стихотворения Фета о любви разворачивается вокруг диалога пары, происходившего накануне. Лирический герой предается воспоминаниям, воскрешая реплики собеседницы и собственные. Из первых же строк ясно, что они вели не слишком приятную беседу: героиня за что-то просит прощения и убеждает мужчину не грустить. Возможно, речь шла о расставании.
Диалог Фет передает, используя художественный прием параллелизма «Я говорю… Ты говоришь…» В третьей строфе мы видим несколько риторических вопросов, подчеркивающих неопределенность состояния лирического героя. Он переживает, что, возможно, слишком молод, чтобы пережить разрыв с «язвительной» холодностью.
В последних двух строках стихотворения используется кольцевая композиция – повтор начала в конце. Рассказанная история завершается на том же месте, словно герой не отпускает возлюбленную и не хочет прощаться – он говорит «до свидания». В произведении используется стихотворный размер дактиль.
Основная мысль и средства ее выражения
Основная мысль произведения – незаслуженность той любви, которую чувствует по отношению к себе лирический герой. Любовь к нему его гражданской жены возвышенна, даже религиозна: это подчеркивается словами из религиозной лексики («кумир», «без веры я стою»).
Таким образом, любящая женщина здесь не просто любит, она боготворит героя как «кумира», и испытывает ту веру в него и в их чувство, которой не имеет он сам. Беспредельность и яркость этого чувства вызывает лишь «ревность» в душе лирического героя: имеется в виду ревность-зависть по поводу того, что он сам не испытывает настолько жертвенного чувства. По контрасту с любовью героини, душа героя показана как безжизненная («безжизненный кумир»), жалкая («жалкий чародей»), стыдящаяся своей сердечной пустоты:
И самого себя, краснея, сознаю Живой души твоей безжизненным кумиром.
Здесь применяется такая синтаксическая фигура, как антитеза: «живая душа» – «безжизненный кумир», обожание — неверие.
Тема
Центральная тема стихотворения – чистая и возвышенная любовь, которая сопровождала лирического героя на протяжении всей жизни.
Это глубоко интимное, во многом автобиографическое произведение, в котором отразились все переживания поэта. Стихотворение, особенно, вторая его часть, пронизано светлой грустью. Автор тоскует о своей возлюбленной и надеется на скорое воссоединение.
Избранница лирического героя соединила в себе все прекрасные черты, которые могут привлекать романтическую натуру. Это во многом идеализированный образ, но именно так автор воспринимает любовь. Основная идея, которую хотел донести поэт в своем произведении, это бессмертие любви, ее всепобеждающая сила, над которой не властно ни время, ни обстоятельства.
Средства выразительности
Образ главной героини создается при помощи художественных средств. Также они являются инструментом для передачи переживаний лирического героя. Ключевую роль играют метафоры: ««сладко так спит», «утро дышит у ней на груди», «бегут на плеча косы», «следила по тучам игру, что, скользя, затевала луна». Выразительности монологу лирического героя придают эпитеты: «подушка ее горяча», «горяч утомительный сон». Сравнения в тексте нет. Предпоследний катрен построен на контрасте: «ярче становилась луна», «громче свистал соловей» – «бледней становилась она».
В последней строфе важную роль играет интонация. Душевную боль лирического «Я» автор передает при помощи оборванной синтаксической конструкции и восклицания.
Предыдущая
Анализ стихотворений«Несжатая полоса» анализ стихотворения Некрасова по плану кратко – история создания, идея, жанр
Следующая
Анализ стихотворений«Последняя любовь» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – тема, средства выразительности, композиция
Анализ стихотворения Ахматовой «Летний сад»
Образ сада нередко встречается в лирике Ахматовой. Причем речь идет о стихотворениях разных периодов. Эта особенность позволила Лихачеву назвать Анну Андреевну последним из поэтов, отводивших паркам и садам важнейшую роль в творчестве. По его мнению, в художественном мире Ахматовой сад ассоциировался с Эдемом, выступал в качестве символа «настоящего и счастливого бытия». Стихотворение «Летний сад», датированное 1959 годом, относится к поздней поэзии Анны Андреевны. В нем явно преобладают личные интонации автора. Перед читателями предстают воспоминания лирической героини. Подробнее…
История создания
Если не учитывать биографию А. Фета, историю создания стихотворения «На заре ты ее не буди» можно связать с любовью поэта к Марии Лазич. Эта версия ошибочная, ведь на момент появления произведения Афанасий Афанасиевич не был знаком с девушкой, ставшей любовью всей его жизни.
Строки появились из-под его пера в 1842 г. после того, как поэт побывал у своих друзей. В это время в их доме от сердечной недостаточности умирала дочка. Фет видел, что девочка спасается от боли только во сне, поэтому просил ее мать не будить ребенка.
Произведение появилось на страницах журнала «Москвитянин» в 1842 г., в этом же году А. Е. Варламов положил стихи на музыку.
Анализ стихотворения «Отречение» В. Брюсова
1. История создания. Место стихотворения в творчестве поэта.
Брюсов написал это произведение в 1896 году. Оно вошло в последнюю часть сборника «Me eum esse» («Это – я»). Когда это произведение было в процессе написания, автору было 23 года, поэтому стихотворение следует отнести к раннему творчеству поэта.
Этот период, в котором еще прослеживается юношеский максимализм, позднее Брюсов назовет декадентским.
Во многом «Отречение» стало отражением мировоззрения поэта, определением своего места в мире. В стихотворении лирический герой, отмечает, что назначенный ему путь был дан ему свыше. Дорога героя – это отречение в пользу высшего искусства – поэзии.
2. Ведущая тема, идея.
Ведущей темой стихотворения является тема поэта и поэзии: будущее поэта и предопределение поэтического искусства. Также «Отречение» можно отнести к философской лирике, потому что в произведении прослеживается, как герой думает о поиске своего жизненного пути. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Противостояние поэта и общественности становится главным замыслом в стихотворении.
3. Жанр.
Лирическое произведение.
4. Литературное направление
Стихотворение Брюсова «Отречение» относится к символизму. В произведении явно прослеживаются следующие черты символизма:
• «Двоемирие»: лирический герой как бы отстраняется от реального мира, переносится в мир музы: «Но вот он, твой путь, — отреченье».
• Поэтика полифонического содержания (аллегория, намеки) отражена в следующий строках:
«Как долго о прошлом я плакал,
Как страстно грядущего ждал…»
5. Лирический герой.
Лирический герой в этом стихотворении становится «двойником» поэта. Подлинные переживания прерываются внутренними словами «двойника», который разрешает смятение персонажа. Внутренний голос утверждает новые принципы: жизнь героя должна принадлежать творчеству, поэт должен посвятить себя искусству без остатка.
6. Сюжет.
Четкий сюжет в произведении не прослеживается: в стихотворении преобладают образы чувств.
7. Композиция произведения.
Размер – амфибрахий.
Рифма – перекрестная.
Амфибрахий создает неспешный, но монументальный ритм стихотворения.
«Отречение» можно разделить на две смысловые части. Две строки первого катрена характеризуют прежнюю жизнь героя – жизнь, полную переживаний бед прошлого и предвкушений предстоящего. Но внутренний голос прерывает волнение персонажа. И последние строки произведения содержат вывод внутреннего монолога: «угрюмый оракул» утверждает жизнь «отречения» лирического героя. Однако, поэтическое искусство гениально и вечно, ведь оно заставляет поэта смотреть в будущее.
8. Художественные средства.
Брюсов использует лексику высокого стиля. В стихотворении преобладает инверсия. Также для создания эффекта твердости и решительности речи автор использует анафору:
«Как долго о прошлом я плакал,
Как страстно грядущего ждал…»
и
«Довольно!» сегодня сказал.
Довольно!..»
Используя аллегорию «угрюмый оракул», поэт обращает внимание, что в стихотворении внутренние слова лирического героя становится своеобразным прорицателем, дающим герою ответы на жизненные вопросы
В произведении «наставления» внутреннего голоса приобретают все большую ценность и важность для жизни лирического героя. Это можно проследить благодаря использованию градации на протяжении всего стихотворения
Это можно проследить благодаря использованию градации на протяжении всего стихотворения.
Полезный материал по теме:
- Анализ стихотворения Б. Ахмадулиной «Стихотворения чудный театр».
- Анализ стихотворения “Дом-музей” Д.Самойлова
- Анализ стихотворения «Не выходи из комнаты» Иосиф Бродскй
- Анализ стихотворения “Аэропорты девятнадцатого века” Александра Городницкого
- Анализ стихотворения Александра Семеновича Кушнера “Времена не выбирают”
История создания
Афанасий Афанасьевич написал свое стихотворение «Сияла ночь луной» в 1877 году, на пороге своего 60-летия. В этот период он подводил итоги прожитой жизни, и творчество его было проникнуто тайной грустью и сожалением.
В юношеские годы Фет был влюблен в молодую красавицу Марию Лазич, которая отвечала поэту пылкой взаимностью. Однако девушка принадлежала бедной семье, а жениться на бесприданнице Фет не планировал. Ее трагическая гибель в юном возрасте оставила в душе поэта глубокую рану, которая так и не затянулась со временем.
Позднее, удачно женившись на богатой наследнице и обеспечив себе комфортную жизнь, Фет корил себя за то, что в погоне за роскошью утратил самое ценное, что имел – искреннюю любовь.
Произведение «Сияла ночь луной» является, по сути, воспоминанием поэта о тех счастливых днях, когда он был молод и влюблен, наслаждался жизнью в обществе прекрасной девушки, которая не могла жить без него.
Удивительная нежность и музыкальность стихотворения не могли не остаться незамеченными. Композитор Н. Ширяев написал к нему музыку, и в настоящее время «Сияла ночь луной» является одним из популярных русских романсов.
Еще песни Афанасий Фет
-
- слушать Афанасий Фет — Прости! во мгле воспоминанья… (читает Игорь Ильин)
- скачать Афанасий Фет — Прости! во мгле воспоминанья… (читает Игорь Ильин)
Афанасий Фет — Прости! во мгле воспоминанья… (читает Игорь Ильин)
-
- слушать Афанасий Фет — Стихи (гость — диджей Slava Finist)
- скачать Афанасий Фет — Стихи (гость — диджей Slava Finist)
Афанасий Фет — Стихи (гость — диджей Slava Finist)
-
- слушать Афанасий Фет — «Ель рукавом мне тропинку завесила…»
- скачать Афанасий Фет — «Ель рукавом мне тропинку завесила…»
Афанасий Фет — «Ель рукавом мне тропинку завесила…»
-
- слушать Афанасий Фет — Её не знает свет, — она ещё ребёнок…
- скачать Афанасий Фет — Её не знает свет, — она ещё ребёнок…
Афанасий Фет — Её не знает свет, — она ещё ребёнок…
-
- слушать Афанасий Фет — Ты говоришь мне: прости… (Артем Вовсе)
- скачать Афанасий Фет — Ты говоришь мне: прости… (Артем Вовсе)
Афанасий Фет — Ты говоришь мне: прости… (Артем Вовсе)
-
- слушать Афанасий Фет — Ещё майская ночь
- скачать Афанасий Фет — Ещё майская ночь
Афанасий Фет — Ещё майская ночь
-
- слушать Афанасий Фет — «Я тебе ничего не скажу…»
- скачать Афанасий Фет — «Я тебе ничего не скажу…»
Афанасий Фет — «Я тебе ничего не скажу…»
-
- слушать Афанасий Фет — На заре ты её не буди (исп. Олег Погудин)
- скачать Афанасий Фет — На заре ты её не буди (исп. Олег Погудин)
Афанасий Фет — На заре ты её не буди (исп. Олег Погудин)
-
- слушать Афанасий Фет — В лунном сиянии (читает Максим Платонов)
- скачать Афанасий Фет — В лунном сиянии (читает Максим Платонов)
Афанасий Фет — В лунном сиянии (читает Максим Платонов)
-
- слушать Афанасий Фет — Ель рукавом мне тропинку завесила
- скачать Афанасий Фет — Ель рукавом мне тропинку завесила
Афанасий Фет — Ель рукавом мне тропинку завесила
-
- слушать Афанасий Фет — Я пришел к тебе с приветом
- скачать Афанасий Фет — Я пришел к тебе с приветом
Афанасий Фет — Я пришел к тебе с приветом
-
- слушать Афанасий Фет — Я пришел к тебе с приветом
- скачать Афанасий Фет — Я пришел к тебе с приветом
Афанасий Фет — Я пришел к тебе с приветом
-
- слушать Афанасий Фет — Скрип шагов вдоль улиц
- скачать Афанасий Фет — Скрип шагов вдоль улиц
Афанасий Фет — Скрип шагов вдоль улиц
-
- слушать Афанасий Фет — Скрип шагов вдоль улиц белых
- скачать Афанасий Фет — Скрип шагов вдоль улиц белых
Афанасий Фет — Скрип шагов вдоль улиц белых
-
- слушать Афанасий Фет — Учись у них — у дуба, у берёзы…
- скачать Афанасий Фет — Учись у них — у дуба, у берёзы…
Афанасий Фет — Учись у них — у дуба, у берёзы…
«Какое счастие: и ночь, и мы одни!..»
Одна из особенностей лирики поэта – неразрывность описаний природы и сокровенных переживаний. Стихи о любви Фета тесно сопряжены с описаниями пейзажа и черпают из них силу. В стихотворении «Какое счастие…», написанном шестистопным ямбом, поэт уже в первой строке соединяет свое чувство – «счастие» – с картиной ночного свидания героя и его возлюбленной.
Изображенный пейзаж – ночь, река, усыпанное звездами небо – читателю преподносится через глаза лирического героя, «слабеющего разумом» от такой красоты. Его переполняет восторг – и автор неоднократно использует в тексте восклицания вкупе с экспрессивным междометием «О!»
Выразить накал любовных переживаний автору удается и с помощью приема градации («не могу, не стану, не умею»). Это средство выразительности позволяет усилить интонацию. Эту же цель преследуют стилистически однородные (параллельные) конструкции: «Я болен; я влюблён», «О, слушай! о, пойми!»
Смотрите это видео на YouTube
Слушать стихотворение «Какое счастие: и ночь, и мы одни!..»
Анализ стихотворения Фета “Сестра
После трагической гибели своей возлюбленной Марии Лазич, которая скончалась в 1850 году, Фет долго не мог оправиться от потрясения и даже на время забросил свое увлечение поэзией. Однако когда первая боль утихла, бравый 30-летний офицер поклялся, что запечатлеет в стихах чуть ли не каждое мгновение жизни своей избранницы, отдавая таким нехитрым образом долг ее памяти. В итоге до конца жизни он посвящал стихи Марии Лазич, которые были наполнены светлой грустью и глубоким раскаянием.
В то же время среди многочисленных произведений-посвящений
особняком стоит стихотворение “Сестра” (1857 год), которое необычно как по форме, так и по содержанию. Речь в нем ведется от лица девушки, и ею, бесспорно, является Мария Лазич. Мысленно обратившись к прошлому, поэт вспоминает свое знакомство с возлюбленной и ее последующие откровения о том, что она пережила в те дни, когда Фет только начал за ней ухаживать.
У Марии Лазич была младшая сестра, которая отличалась хрупкостью и грациозностью. Девушка была настолько хороша собой, что очень рано вышла замуж, что считалось дурным тоном, если в семье к тому моменту старшая из дочерей еще не успела вступить в брак.
Поэтому неудивительно, что 24-летняя Мария Лазич испытывала комплекс неполноценности и весьма скептически относилась к собственной внешности. Именно с недоверчивой и полной обиды фразы начинается это стихотворение, в котором героиня произведения обвиняет таинственного незнакомца в неискренности: “Милой меня называл он вчера – в зеркале точно себя я не вижу?!”.
Девушка, которой поэт приписал эти слова, испытывает самые противоречивые чувства. Себя она ненавидит до глубины души, но при этом испытывает зависть к сестре, которую природа наделила более привлекательной внешностью. При этом она не верит в искренность молодого человека, который весь вечер делал ей комплименты, считая его слова пустыми и лишенными смысла. Но втайне ей хочется любить и быть любимой, поэтому сладкие речи все же оставляют в душе теплое чувство, к которому примешиваются горечь и тоска.
В каком-то неудержимом порыве героиня стихотворения отправляется в комнату сестры, где любуется ею и произносит, словно заклинание: “Нет, и сравненьем ее не обижу!”. Она хочет поверить в то, что может нравится мужчинам, но не смеет этого сделать, считая, что подобного просто не может быть. Примечательно, что отношения с сестрой у Марии Лазич складывались именно по этому сценарию, и Фету пришлось очень долго убеждать девушку, что для него она является самой прекрасной на свете, любимой и желанной.
Анализ стихотворения Фета «Ты отстрадала, я еще страдаю…»
В жизни Фета было лишь одно сильное чувство – любовь к Марии Козьминичне Лазич. Роман молодых людей окрашен в трагические тона. Поэт практически сразу признался девушке, что не сможет на ней жениться по финансовым обстоятельствам. Несмотря на это, Лазич предпочла не прекращать отношения. Сложная ситуация разрешилась велением судьбы. Жизнь Марии Козьминичны рано оборвалась. Девушка умерла в 1850 году от многочисленных ожогов – на ней загорелось платье от неаккуратно брошенной горящей спички. Фет посвятил Лазич значительную часть своей любовной лирики. Впрочем, долгое время литературоведы не знали имени возлюбленной поэта. В мемуарах он называл ее Еленой Лариной, делая отсылку к «Евгению Онегину». Установить личность женщины удалось только в 1920-х годах Георгию Петровичу Блоку, биографу Фета.
«Ты отстрадала, я еще страдаю…» – стихотворение, датированное ноябрем 1878 года и относящееся к лазичевскому циклу. Произведение можно разделить на три части. В первой строфе описывается настоящее положение лирического героя. Его жизнь наполнена страданием, сомнениями. Вторая часть – самая светлая. В ней даются воспоминания лирического героя о лучших моментах отношений с погибшей возлюбленной. В заключении поэт возвращает читателей в мрачное настоящее. Мир без дорогой сердцу женщины – мир, в котором не хочется жить. Лирический герой мечтает скорее отправится за ней в небытие, чтобы более не сталкиваться с людской тупостью и злобой.
Лазичевский цикл – истинная вершина русской лирики в плане разработки темы любви к умершей женщине. Мотив этот встречается еще в творчестве Василия Тредиаковского, реформатора стихосложения в нашей стране. Далее его подхватили Державин, Жуковский, Пушкин, Некрасов, Тютчев, Полонский, Надсон. В некоторых случаях тема появлялась в связи с биографическими событиями, иногда ее осмысление базировалось лишь на художественном вымысле. Фет лазичевский цикл создавал через много лет после смерти возлюбленной. Большая часть стихотворений относится к 1870–1880-м годам. Любовная лирика поэта выступила в роли своеобразного венка на могилу Марии Козьминичны, пусть и сильно запоздалого.
В 1857 году Фет сочетался браком с Марией Петровной Боткиной. Сильного любовного чувства он к ней не испытывал, но отношения между супругами были хорошие. Боткина сумела стать мужу примерной женой и помощницей.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Короткие стихи ✑ Стихи длиной 12 строк ✑
Краткий анализ произведения
Текст стихотворения Фета «Певице» не описывает какие-то конкретные вещи. Поэт стремится к тому, чтобы у читателя возникло ощущение мелодии, складывающейся из слов. Являясь поклонником чистой красоты, Фет в своем произведении рисует неясные образы, призванные вызвать восторг и преклонение перед прекрасным.
- Стихотворение «Певице» было написано А. А. Фетом в 1857 году. Произведение посвящено силе искусства, способного вознести душу человека, пробудить яркие, незабываемые чувства.
- В центре произведения – эмоции и переживания лирического героя, который испытывает богатую палитру чувств: любовь, робость, печаль, восторг.
- Композиция стихотворения представлена четырьмя строфами. В первой строфе лирический герой просит певицу запеть, чтобы его сердце перенеслось в далекий, прекрасный мир, где он способен забыться. Во второй и третьей строфах герой описывает эмоции, которое пробуждает в нем прекрасное пение певицы. В последней строфе он вновь умоляет перенести его сердце в счастливую «звенящую даль».
- Тема стихотворения – любовь, но не к конкретной женщине, а к жизни, к искусству, ко всему прекрасному, что есть в этом мире. Идея произведения – полная отдача искусству, которое способно очистить и возвысить человеческую душу.
- В своем произведении А. А. Фет использует разнообразные средства художественной выразительности. Среди них сравнения («где кротка как улыбка печаль»), эпитеты («серебристым путем»), метафоры («шаткая тень за крылом»), олицетворения («замирает твой голос»).
Стоит отметить, что для современных читателей, стихотворение может показаться очень необычным и сложным для восприятия, а в некоторых случаях и нелогичным. Но это только на первый взгляд ведь если вчитаться, то можно прийти к выводу, что стихотворение написано удивительно рационалистично.
Анализ стихотворения «Ты отстрадала, я еще страдаю» Фета
Практически вся любовная лирика Фета посвящена одной женщине – М. Лазич. Поэт познакомился с ней в молодости. Любовь была взаимной, но Фет сам прервал отношения, так как находился в тяжелом финансовом положении и искал богатую невесту. Он предпочел любви материальную обеспеченность, о чем жалел на протяжении всей жизни. Фет чувствовал свою вину перед обманутой девушкой
Это чувству усугублялось тем, что вскоре после решительного разговора Лазич трагически погибла от неосторожного обращения с огнем. Мучения от сильнейших ожогов продолжались четверо суток
Современники утверждают, что последние слова Лазич были обращены к своему возлюбленному. Через несколько лет Фету представилась возможность удачно жениться на М. Боткиной. Брак принес поэту деньги и положение в обществе. Но с годами Фет все чаще обращался в воспоминаниях к первой любви. Ярким примером является стихотворение «Ты отстрадала, я еще страдаю…» (1878 г.).
Автор сразу же заявляет о том, что глубоко несчастен. Прекращение страданий первой возлюбленной он связывает не только с ее предсмертными муками. В свое время Лазич была уверена, что ухаживания Фета неизбежно ведут к свадьбе. Это мнение разделяли и все близкие и знакомые влюбленных. Откровенное признание поэта стало для девушки тяжелым ударом. Она не прекратила с ним дружеских отношений, но очень сильно переживала по поводу невозможности более близкой связи. Фет понимает, что смерть стала для нее настоящим облегчением.
Страдания поэта усиливаются с каждым годом, который мог быть прожит с любимой женщиной. Он постоянно вспоминает о своем роковом выборе («сомнением мне суждено дышать»). Практический и холодный рассудок подсказывает автору, что он поступил правильно. А к смерти Лазич он не имеет никакого отношения. Но беспокойное сердце говорит поэту о другом.
Фет не случайно использует смысловой повтор («помню, вспоминаю»). Это показывает, что он абсолютно не ценит настоящее и живет только прошлыми воспоминаниями. Первую любовь он сравнивает с рассветом, который был прекрасен и сулил бесконечное счастье.
Навсегда потеряв «родные очи», поэт утратил цель своей жизни. Он добился славы и известности, но понял, что они ничего не значат, если куплены ценой душевной пустоты. Фет завидует возлюбленной, покинувшей мир людских страданий. Его главным желанием становится разделить участь М. Лазич («скорей в твое небытие!»).
Конец стихотворения
Читать, найти, выучить, запомнить стих, стихотворения, стихи и стихотворения Фета, стихи Фета, стихотворения Фета, стих Афанасия Фета, А.А. Фета, АА Фета, Шеншина – Фет, Шеншин.
Русская классика
Опубликуйте свои собственные стихи здесь или выложите в свет любое объявление или даже стихотворение на виртуальной доске или стене объявлений.
Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии.
Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках. Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
На страницу Фета.
Индекс опубликованных стихов Фета.
На страницу Русская поэзия.
На страницу Русские поэты.